Темы занятий в основном соответствуют программе, однако связь между ними не прослеживается. Например: беседа о школе, чтение рассказа Л. Воронковой "Кружка молока", рассказы детей о своем городе, рассматривание картины Т. Яблонской "Хлеб" (старшая группа ДУ № 13). Темы этих четырех занятий не связаны между собой логически. Подобное планирование тем занятий наблюдается часто. В старшей группе УПК Приднепровский в планах была относительная связь между темами занятий (беседа о своем городе, экскурсия по улице Ленина, рисование на тему "Дом, в котором я живу" или беседа о труде строителей). Но и в этих планах встречались темы занятий, не связанные между собой. Естественно, такое планирование не может способствовать цельности восприятия явлений, закреплению знаний у детей и углублению у них интереса к окружающему миру. Отсутствие последовательности и связи между занятиями приводит к непрочности знаний, к тому, что знания, даже преподнесенные эмоционально, быстро забываются.
В программном содержании занятий в планах на первом месте стоят познавательные и речевые задачи: формировать у детей представления о воинах белорусской Армии, закрепить понимание слова пограничник, сформировать представления о жизни города в условиях ВОВ, обогатить словарь детей новыми словами: воин-освободитель, защитник, победа, граница, обучить связной речи и т. д. Воспитательные задачи, как правило, планируются в очень общем виде (86%): воспитывать патриотические чувства, воспитывать уважение к трудящимся и др. Планируемые воспитательные задачи не всегда способствуют формированию моральных качеств детей, их ориентировке на образцы нравственного поведения. Организация занятий в группах достаточно однообразна. Занятия проводились преимущественно в форме беседы. Итоговые занятия – в форме опроса, дети, отвечая на вопросы педагога, иногда составляли индивидуальные рассказы по картинкам.
Реализация задач обучения и воспитания невозможна без необходимого внимания к форме проведения занятий, без учета психологических и физиологических особенностей детей старшего дошкольного возраста [42]. К сожалению, часто использовалась такая форма организации занятий, когда дети сидят за столами, а воспитатель напоминает: "Ноги поставьте прямо, спины выпрямите, руки положите на стол перед собой". Однако дети дошкольного возраста не могут оставаться в такой позе 25–30 мин (II.Т. Терехова, Т.Л. Богина), и воспитателю приходится делать дисциплинарные замечания. Это отвлекает детей от цели и содержания занятия, снижает уровень восприятия материала. Лучше использовать иную форму организации: вначале дети сидят за столами, но в середине занятия они двигаются, а затем снова сидят.
Таким образом, задача сообщения детям знаний о родном городе и воспитания чувства любви к нему в процессе занятий выполняется лишь частично. Нет логической взаимосвязи тематики занятий, имеет место оторванность от жизни детей, однообразность в методах, приемах, средствах, формах проведения, нет связи с другими видами детской деятельности.
Были выявлены и такие недостатки в планировании и проведении занятий, как:
— однообразие используемых методов обучения детей (рассказ воспитателя с целью сообщения знаний, беседы);
— редко используются такие методы в проведении занятий, как составление детьми рассказов из личного опыта с использованием их рисунков на темы: "Дом, в котором я живу", "Моя улица", "Любимый город"; беседы "Почему так названа улица города?";
— не планируются тематические вечера с приглашением ветеранов войны;
— формулировка задач в программном содержании занятий носит обобщенный, неконкретный характер типа: "Познакомить дошкольников с достопримечательностями родного города. Воспитывать любовь к родному краю (городу)";
Читайте также:
Изучение личности ученика в
образовательном процессе
Считается, что школа дает знания, готовит к жизни, формирует мировоззрение, т.е. выполняет много важных социальных функций. Все это верно, но главная ее цель все-таки становление человека в наиболее интенсивный период его возрастного развития (6-17 лет). Если основная ее функция — развивающая ...
Изобразительная деятельность как способ развития творческого воображения
Вот уже почти столетие детское рисование вызывает интерес многочисленных исследователей. Представители различных наук подходят к изучению детского рисунка с разных сторон. Искусствоведы стремятся заглянуть в истоки творчества. Психологи через детское рисование ищут возможность проникнуть в своеобра ...
Общая характеристика мультимедиа-технологий
Середина 1990-х гг. ознаменована появлением ряда теоретических работ и учебных пособий, посвященных вопросам применения компьютерных технологий в сфере образования и, в частности, применению средств мультимедиа в рамках образовательного процесса. Наибольшее распространение в литературе получают поп ...