Изучение повести «Капитанская дочка» с использованием метода комментированного чтения

Современное образование » Учебное комментирование повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" » Изучение повести «Капитанская дочка» с использованием метода комментированного чтения

Страница 5

Истина, добытая коллективными усилиями класса, прочно усваивается и превращается в убеждение.

Вопросы, которые в процессе комментированного чтения ставятся перед классом, даются в определенной системе и ведут учащихся к осознанным выводам. Логическая последовательность, чёткость и стройность обязательны для любой беседы учителя с классом. Поэтому систему вопросов следует наметить заранее. Так, готовясь к уроку комментированного чтения по последней главе повести «Капитанская дочка» «Суд», нужно установить, какие вопросы следует поставить перед классом в процессе комментирования этой главы, а затем продумать, в какой последовательности они будут задаваться.

Можно комментировать материал и ставить вопросы аналитического порядка по ходу чтения (оно будет неизбежно выборочным, так как читать полностью всю главу на уроке из-за её большого объёма нерационально). Но для того чтобы последовательность и логика вопросов помогали учащимся находить правильные решения и разбираться в тексте, следует материал сгруппировать и строить беседу, наметив, основной её стержень. Таким стержнем является идея произведения.

Чтобы на уроках комментированного чтения не ослабевала активность учащихся, необходимо максимально разнообразить приёмы работы.

Наиболее трудные слова, понятия объясняет сам учитель. Некоторые понятия объясняют учащиеся в процессе чтения и разбора текста в классе. Иногда такие объяснения они готовят к уроку в порядке выполнения домашнего задания. Постоянно проводится на уроках комментированного чтения аналитическая беседа по прочитанной главе или отрывку. Иногда учитель предлагает учащимся самим составить вопросы по тексту и на уроке по этим вопросам проводит беседу. Другие возможные приемы работы: выразительное чтение отдельных эпизодов и сцен (где возможно – по ролям); дискуссия по прочитанной главе или ряду глав (аргументируя те или иные положения, учащиеся широко используют и комментируют текст); небольшие сообщения или доклады о прочитанном; сопоставление с ранее изученными произведениями; использование материала критических статей применительно к прочитанному; небольшая лекция учителя по прочитанной части произведения или его рассказ, цель которого – сообщить учащимся сведения, необходимые для понимания текста, и т.д.

При выборе того или иного приёма учитывается специфика текста, уровень подготовки класса, индивидуальные особенности учеников, стадия работы над произведением. Надо постепенно стремиться к увеличению самостоятельности учащихся, к активизации их мыслительной деятельности.

Так, в ходе чтения первых глав произведения преобладает обычно комментарий, даваемый самим учителем в сочетании с аналитической беседой и подготовкой выразительного чтения. В дальнейшем, когда учащиеся войдут в круг образов произведения, поймут и почувствуют его особенности, увеличивается степень их самостоятельности в работе над текстом (они готовят комментарии, доклады и сообщения о прочитанном, самостоятельно разрабатывают вопросы и т.д.). Точно так же усложняется от класса к классу работа учащихся над текстом.

Трудно установить, где кончается комментирование и начинается беседа. Точно так же комментированное чтение сочетается с работой над текстом, над выразительным чтением, с подготовкой пересказов, докладов, сообщений, с письменными работами типа ответов на вопросы, сочинениями-миниатюрами. Темой сочинения может быть самостоятельное истолкование учеником той или иной главы произведения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Читайте также:

Особенности формирования самоконтроля у младших школьников
Е.С. Рубинский в качестве путей обучения школьников самоконтролю предлагает «наглядный контроль со стороны учителя, взаимоконтроль учащихся и на этой основе - самоконтроль каждого ученика. « С этим нельзя не согласиться, однако только это этих путей недостаточно. Необходимо на уроках по каждому уче ...

Содержание программы
Мир КрасЭйр – это мир путешествий, мир без границ. Детский лагерь «Аэродром перспектив» позволяет его участникам совершать такие путешествия, которые затем помогут им свободно ориентироваться и перемещаться в реальной жизни. Программа является уникальной разработкой, которая способна сочетать в себ ...

Основы деятельности ДДТ
2.1 Основная цель образовательной деятельности ДДТ — обеспечение достаточных условий для личностного развития ребенка, укрепления здоровья и профессионального самоопределения, адаптация их к жизни в обществе, формирование общей культуры, организация содержательного досуга. 2.2 Самостоятельно разраб ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru