Следующий этап урока – комментированное чтение нового текста.
Основное условие, от соблюдения которого зависит качество урока, – текст должен быть прочитан с максимальной выразительностью, так, чтобы произведение взволновало, захватило учащихся, вызвало у них соответствующие переживания. Чтение текста – реплик героев, раздумий автора и т.д.– может многое раскрыть с такой полнотой и эмоциональной силой, что и комментарии будут излишни. Но логические рассуждения, следующие за ярким, волнующим чтением текста, зачастую не только не способствуют его пониманию, но убивают эмоцию, разрушают очарование, вызванное звучащим художественным словом.
Степень эмоционального воздействия комментированного чтения впрямую зависит от выразительности чтения текста и умения сочетать чтение с анализом прочитанного. При подготовке к уроку опытные учителя уделяют большое внимание выразительному чтению.
Нередко возникает вопрос: кто должен читать текст вслух, учитель или учащиеся? Читать должен тот, кто может хорошо, выразительно подать материал: в первую очередь – учитель. Но если в классе есть ученики, умеющие хорошо читать, то и они после соответствующей подготовки могут прочитать текст.
Во время чтения в классе книги учеников закрыты и взоры обращены на учителя, так как, следя по книге, учащиеся нередко забегают вперед, отвлекаются и перестают слушать учителя, голос которого им лишь мешает.
Не только голос читающего, но и выражение его лица, его жесты имеют значение для укрепления контакта читающего, автора произведения и слушателей. А читать всегда надо так, словно ты и сам впервые читаешь произведение и вместе с ребятами им восторгаешься.
Для того чтобы работа на уроке комментированного чтения была целенаправленной, важно не только учителю, но и учащимся знать, какие задачи стоят перед ними на уроках. Чёткость постановки задачи способствует активизации мышления учащихся и лучшему усвоению материала. Комментируя произведение или часть его, учителя часто ставят перед классом вначале урока вопросы, над решением которых рекомендуется подумать в процессе чтения.
Слушая чтение, учащиеся знают, на чём надо зафиксировать внимание, что подмечать, и при комментировании текста им легче найти нужный материал. Предварительных вопросов не должно быть много, формулировать их нужно чётко. Что касается степени трудности предварительных вопросов, то среди них могут быть и более легкие, и более трудные, рассчитанные на активизацию мышления учеников.
Одна из основных задач учителя на уроках учебного комментирования – пробудить мысль учащихся, научить их, читая, слушая, думать, наблюдать, подмечать то, что незаметно неопытному читателю, заставить их мысль напряженно работать.
Чтение и комментирование текста должны органически сочетаться с аналитической беседой, в процессе которой думают и активно работают сами учащиеся, а учитель лишь направляет их мысль в нужное русло. Даже в том случае, когда мы знаем, что учащиеся не смогут прокомментировать текст, всё же иногда стоит дать предварительную установку: поставить перед ними трудный вопрос, который заставит их подумать, а затем внимательнее вслушаться в объяснения учителя.
Читайте также:
Учёт возрастных особенностей учащихся при подготовке к семейной жизни
	 Взаимоотношения с другими людьми важны и актуальны для человека любого возраста. Однако особо значимой представляется их роль для старшеклассников — юношей и девушек 14 - 17 лет, которые как раз в этом крайне сложном возрасте осваивают во взаимодействии со сверстниками сложный мир человеческих связ ...
	
Формирование ЗОЖ через интеграцию учебных дисциплин
	 Важную роль в формировании здорового образа жизни играет школа. Именно в школьном возрасте закладываются основы здоровья человека и здорового образа жизни, формируется ценностное отношение не только к своему здоровью, но и здоровью других людей. Основная идея ЗОЖ – формирование отношения детей к пр ...
	
Цель педагога
	 Цель нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования, предъявляемые обществом, превратить во внутренние стимулы развития личности каждого ребёнка, воспитывать такие социально-значимые качества личности, как долг, совесть, достоинство, толерантность, милосердие. Поэтом ...