Изучение повести «Капитанская дочка» с использованием метода комментированного чтения

Современное образование » Учебное комментирование повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" » Изучение повести «Капитанская дочка» с использованием метода комментированного чтения

Страница 6

Система работы учителя над текстом или отдельный урок только тогда и хороши, когда представляют собою переплетение и органическое сочетание разнообразных методов работы.

Так, например, на уроке комментированного чтения четвертой главы повести «Капитанская дочка» учитель читает и комментирует текст, школьники учатся выразительно читать концовку главы; отвечая на вопросы в процессе беседы, раскрывают смысл отдельных слов и выражений, проводят идейно-стилевой анализ текста, подбирают цитаты, пересказывают содержание пропущенных частей главы.

Перед учителем встает еще одна проблема: дозировка и принципы подбора комментария. На чём должен основываться этот принцип? Что и как отбирать для комментирования?

Для того чтобы решить этот вопрос, учитель должен всегда отчётливо представлять себе, какова конечная цель уроков комментированного чтения, к каким выводам надо подвести учащихся, какие бытовые реалии, исторические факты существенны для понимания основной проблематики произведения, какие особенности стиля писателя значимы для восприятия текста. Только имея перед собою определенную цель, зная, куда он ведёт учащихся, учитель сможет правильно дозировать и отбирать материал для комментария.

Перейдя к непосредственному разбору произведения, мы, прежде всего, должны проверить, правильно ли учащиеся понимают те или иные слова (например, «премьер-майор»). Надо помочь школьникам понять смысл иносказательного разговора Пугачева с хозяином дома, где остановился Пётр Гринёв во время бури:

«”Эхе, – сказал он, – опять ты в нашем краю! Отколе бог принес?” Вожатый мой мигнул значительно и отвечал поговоркою: “В огород летал, конопли клевал; швырнула бабушка камушком – да мимо. Ну, а что ваши?”.

– Да что наши! – отвечал хозяин, продолжая иносказательный разговор. – Стали было к вечерни звонить, да попадья не велит: поп в гостьях, черти на погосте. – ”Молчи, дядя, – возразил мой бродяга, – будет дождик, будут и грибки; а будут грибки, будет и кузов. А теперь (тут он мигнул опять) заткни топор за спину: лесничий ходит”».

Бегло комментируются исторические имена и события (сражение под Юзеевой – поражение, нанесённое войску Кара отрядами пугачёвцев 8 ноября 1773 г.), так как подробный комментарий к этим словам увёл бы нас в сторону от решения основных задач. Поясняя значение таких слов, как «стремянный», «кибитка», «тулуп» и др., мы указываем на их устаревший характер и предлагаем учащимся найти, если возможно, им замену. Подводим учащихся к выводу, что речь героев повести не книжная, а живая, общепонятная, с использованием историзмов, просторечных, диалектных слов.

Таким образом, наш комментарий не является исчерпывающим, но он достаточен и носит целенаправленный характер.

После отбора материала для комментария и установления его дозировки учителем планируется следующее: какое место займёт комментарий в процессе чтения; где и когда давать пояснения: до чтения текста, в процессе чтения или после?

Нередко постоянное отвлечение от чтения текста комментарием убивает эмоциональное воздействие произведения. Не следует «перебивать» писателя, надо дать ему возможность высказаться до конца, и только тогда, при необходимости, пояснить текст.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Читайте также:

Все ли уроки личностно – ориентированны
Урок является многофункциональной единицей образовательного процесса, где сосредотачиваются и реализуются все педагогические воздействия; происходит общение учителя и учащихся, направ­ленное не только на активизацию познавательных возможностей, но и на систематическое, целенаправленное изучение лич ...

Опытно-экспериментальная деятельность старшеклассников в процессе обучения истории
В первой главе нашего исследования нами были рассмотрены теоретические аспекты развития творческих способностей учащихся в условиях профильного обучения, а также разработана структура процесса развития творческих способностей. Способы оценки результатов проведенного исследования, лежащие в основе п ...

Основные направления и задачи коррекционно-педагогической работы
1.Слушание музыки. 2.Пение. 3.Музыкально-ритмические движения и танцы. 4.Игра на элементарных музыкальных инструментах. 5.Театрализованная деятельность. Слушание музыки направлено на развитие у детей интереса к окружающему их миру звуков, способствует развитию слухового внимания, воспитанию потребн ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru