Инновационные приёмы учебного комментирования повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Современное образование » Учебное комментирование повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" » Инновационные приёмы учебного комментирования повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Страница 12

Гринёв знает, что может лишиться жизни, но считает «подлым унижением» «присягнуть самозванцу».

«Батюшка Петр Андреич! – шептал Савельич, стоя за мною и толкая меня. – Не упрямься! что тебе стоит? плюнь да поцелуй у злод…(тьфу!) поцелуй у него ручку».

Савельич, зная, что Гринев никогда не покривит душой, все же пытается спасти ему жизнь. Пусть даже ценой бесчестного поступка.

Я не шевелился. Пугачёв опустил руку, сказав с усмешкою: «Его благородие, знать, одурел от радости. Подымите его!» – Меня подняли и оставили на свободе. Я стал смотреть на продолжение ужасной комедии.

У Пугачёва своё представление о долге и чести. Он, предводитель крестьянского освободительного движения, должен беспощадно бороться с дворянством, с армейскими офицерами, не пожелавшими изменить данной раз присяге. Это его честь и его правда. Поступается ли он ими, пожалев мальчишку, подарившего ему когда-то заячий тулупчик? На первый взгляд, да. Но человеческая честь требует вернуть долг.

IV. Учитель предлагает детям проанализировать разные точки зрения нескольких художников (В.Г. Перова, С.В. Герасимова, Г.С. Дмитриевой) на одну и ту же сцену повести «Суд Пугачёва».

В.Г.Перов (1875). Это одно из старых изображений суда Пугачёва. Картина написана маслом. «Самозванец» сидит в кроваво-красном кафтане. На картине изображён весь ужас казни: окровавленные тела валяются на земле. Некоторые стоят на коленях.

Виден и капитан Миронов. У него прямая осанка, гордый взгляд. Его не смогут заставить присягнуть Пугачёву, лучше смерть. К кому-то из осуждённых на казнь прижалась девушка. Она почти прозрачна (словно сквозь неё виднеются ступени).

Пугачёв труслив и мелковат. Шапка съехала ему на глаза.

С.В.Герасимов. На переднем плане Пугачёв, а перед ним Савельич. У Пугачёва молодое лицо, он статен и даже красив, под его ногами ковёр. Сидит он на деревянном постаменте, а рядом его подчинённые, они держат флаги. Слева от него, весь сжавшись, стоит священник. У ног Пугачёва – Савельич. Он стар, лысоват, почти немощен, в нём не видна сила характера.

С.В. Герасимов (1950). На втором рисунке Пугачёв – совсем другой человек. Он сидит по-мужицки, с саблей в левой руке. У него глаза – бусинки, какое-то непонятное одеяние. Перед ним статный и осанистый (не на коленях) стоит П. Гринев. Он равен Пугачёву. Встретились две силы, два характера.

Г.С. Дмитриева (1983). На её картине всё в движении (явно выраженная динамика изображения). Она рисует тот момент, когда Гринёва уводят на казнь. Савельич падает на колени перед Пугачёвым. Он, словно ураган, стремится к Пугачёву. В нем сила, поэтому он изображён крупнее всех остальных героев.

Заканчивается урок письменными ответами учеников на два вопроса:

Какие жизненные уроки вы для себя извлекли?

Кого из литературных героев напоминают вам П.Гринев и Пугачёв.

Эти вопросы повторяются как итог уроков, чтобы выяснить: изменилось ли что-нибудь в восприятии повести учениками.

Приложение 2

Г.С. Дмитриева «Капитанская дочка».1983

С.В. Герасимов. «Капитанская дочка». 1950

С.В. Герасимов. Иллюстрация к «Капитанской дочке»

В.Г. Перов. Суд Пугачева. 1875.

Приложение 3

Комментирование как средство контроля

Школьникам предлагаются следующие задания на карточках в виде таблицы:

Растолкуйте сон Петра Гринёва.

«Я хотел бежать…и не мог; комната наполнилась мертвыми телами; я спотыкался о тела и скользил в кровавых лужах…страшный мужик ласково меня кликал…».

Объясните смысл выделенных слов:

Старик угрюмо сидел на облучке…

Ну, слава Богу, жило недалёко.

Я опустил циновку и задремал.

Лучина освещала ее.

Савельич внес за мною погребец…

…мужик слез с полатей…

Хозяин родом яицкий казак…

Старый полинялый мундир напоминал воина времен Анны Иоанновны

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13


Читайте также:

Педагогические требования к организации процесса обучения чтению на иностранном языке в начальной школе
Исходя из вышеперечисленных особенностей психических процессов учащихся младшего школьного возраста, можно сформулировать педагогические требования к организации процесса обучения чтению на иностранном языке в начальной школе. 1. Практическая направленность процесса обучения: формулирование конкрет ...

Конспект урока: Урок-дискуссия по теме "Образование в Великобритании и России"
Урок-дискуссия по теме "Образование в Великобритании и России" Цель урока: развитие навыков устной речи. Задачи урока: Практиковать обучающихся: в умении вести беседу по заданной теме, задавая вопросы и отвечая на них. в умении переводить с русского на английский язык. в умении вести диск ...

Исторические предпосылки понимания педагогического процесса как целостного явления
Обращение к истокам возникновения педагогической профессии показывает, что стихийно протекавшие в ее рамках дифференциация и интеграция привели сначала к разграничению, а затем и к явному противопоставлению обучения и воспитания: учитель учит, а воспитатель воспитывает. Но уже к середине XIX в. в т ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru