Инновационные приёмы учебного комментирования повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Современное образование » Учебное комментирование повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" » Инновационные приёмы учебного комментирования повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Страница 7

(Катя Ким)

Циновка – мелкая купюра, погребец – вещи, мундир – головной убо.р

(Колодина Катя)

Циновка – штора, погребец – плата, Анна Иоанновна – Анна Ивановна, повеса – курьер.

(Торшин Александр)

Облучка – скамья, жило – туша, циновка – голова, полати – речка, яицкий – коренной, мундир – накидка.

(Карина Павлюхина)

Для того чтобы проанализировать ученические объяснения, мы даём толкование слов из собрания сочинений (2, 424-425) и из словаря С.И.Ожегова (50).

Облучок – сиденье для кучера в повозке; жило (устар.) - жилье; циновка – зд.: занавеска из плетеной рогожи; лучина – в старину: тонкая длинная щепа для освещения избы; погребец (устар.) – дорожный сундучок для посуды и съестных припасов; полати (устар.) – в избе: нары для спанья, устраиваемые между печью и стеной под потолком; яицкий – живущий на реке Яик (после Пугачевского восстания Яик был переименован Екатериной II в Урал, чтобы само название реки не напоминало о Пугачеве); мундир – военная или гражданская форменная одежда; Анна Иоанновна (1693 – 1740) – русская царица; повеса (разг.) – молодой человек, проводящий время в легкомысленных затеях, безделье.

Проанализировав толкование слов, которое дали школьники, ясно, что после традиционных уроков изучения повести учащиеся не понимают смысла слов, не знают об исторической обстановке, особенностях времени. Таким образом, можно сделать вывод, что они не понимают ни авторского замысла, ни подтекста, ни идеи произведения.

Как школьник может судить о поступках героев произведения, если он даже не понимает их речь? Ответ очевиден.

Объясните смысл следующих поговорок:

а.«Вожатый мой мигнул значительно и отвечал: “В огород летал, конопли клевал; швырнула бабушка камушком – да мимо”».

Варианты ответов школьников:

Хоть я и сделал что-то плохое, но всё равно вышел сухой из воды.

(Лора Зуева)

Бабушка его не хотела, чтобы он клевал коноплю, но не могла его остановить.

(Галя Соколова)

Про коноплю – человек пользуется удачей, которую не заслуживает, а другой, который заслуживает, не может получить этой удачи.

(Жаныбек уулу Ниязбек)

Мне кажется, что эта поговорка намекает на то, что не стоит врать.

(Александр Красиенко)

б. «…Отвечал хозяин: “Стали было к вечерни звонить, да попадья не велит: поп в гостях, черти на погосте”».

Только человек отвлечётся, как люди с мятежным духом сразу станут баламутить воду.

(Мария Ильченко)

Поп в гостях, а враги начеку.

(Катя Ким)

в. «Молчи, дядя, – возразил мой бродяга, – будет дождик, будут и грибки, будет и кузов».

Про дождик – ничего просто так не бывает. Одно в какой-то мере зависит от другого.

(Юля Чу)

Будут люди, будет оружие, будет и еда.

(Александр Торшин)

Бродяга сказал, что гости (Петр и его слуга) поймут то, о чем они тут говорит.

(Кемел кызы Сайкал)

г. «Заткни топор за спину: лесничий ходит».

Лучше притихнуть и успокоиться

(Мария Ильченко)

Надо быть аккуратнее и осторожнее

(Лора Зуева)

Надо делать все сочинения страховкой, с опаской

(Галя Соколова)

Осторожно, солдаты приближаются

(РустамГаллеев)

Как относятся к Пугачёву Пётр Гринёв и Савельич?

Сказал Савельич: «Зачем ему твой заячий тулуп? Он его пропьёт, собака, в первом кабаке».

Пётр Гринёв: «Бродяга был чрезвычайно доволен моим подарком».

Собака - грязный, пьяный

Бродяга – не имеет родного дома, вечно бродит где-то.

(Женя Дербичев)

Гринёв жалеет бедных людей, а Савельич презирает их

(Лора Зуева)

Для Савельича бедные люди – собаки. Он их презирает

Гриневу же не важно, как люди одеты

(Эдуард Лейнвебер)

Савельич относится плохо. Гринёв относится хорошо

(Галя Соколова)

Многие школьники (30%) просто поясняют значение слов «собака» и «бродяга».

50% учащихся говорят о том, что Савельич относится к Пугачёву плохо, а Гринёв хорошо.

И опять ответы школьников показывают, что они всё понимают однолинейно, не пытаясь осознать глубинный смысл слов и фраз.

Подведем некоторые итоги эксперимента. В ходе апробирования новых приемов получены результаты, повышенно значимые в условиях школьного преподавания.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12


Читайте также:

Лекция на разных этапах изучения произведения
Применение учебной лекции при изучении обзорных тем в старших классах имеет свою специфику. Обзор—это следствие, вывод, изложение обозрения, т. е. видного со- всех сторон, рассмот­ренного в общем виде, и довольно краткое, сжатое и обобщенное сообщение о ряде однородных явлений. При изучении обзорны ...

Приёмы обучения разговорной диалогической эвенской речи учащихся начальных классов
При обучении эвенскому языку детей особое значения приобретает выбор методических приемов проведение разговорных уроков. Чем разнообразнее интереснее будут приемы, активизирующие изучаемый языковой материал тем легче и лучше овладевают дети эвенским языком. Овладение новым языком представляет собой ...

Экспериментальное исследование использования сюжетно-ролевой игры для формирования гуманистистической направленности отношения к миру детей
Базой для проведения экспериментальной работы стал детский сад 28 г.Прокопьевска. Исследование проводилось в старшей группе. В эксперименте участвовало 10 детей в возрасте от 5 до 6 лет. Задача исследования заключалась в том, чтобы проанализировать возможности использования сюжетно-ролевой игры для ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru