Инновационные приёмы учебного комментирования повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Современное образование » Учебное комментирование повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" » Инновационные приёмы учебного комментирования повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Страница 11

Этот самый Иван Кузмич, неумелый военный, муж, находящийся под каблуком учащихся жены, объект иронических насмешек Гринёва и Швабрина, перед смертью вырастает в героическую, трагическую фигуру. «Ты мне не государь, ты вор и самозванец, слышь ты!» – выкрикивает изнемогающий от раны храбрый комендант свои последние слова. Офицер, солдат присягает только раз в жизни. Жизнь потеряна, но честь сохранена.

Несколько казаков подхватили старого капитана и потащили к висилице. На ее перекладине очутился верхом изувеченный башкирец, которого допрашивали мы накануне. Он держал в руке веревку, и через минуту увидел я бедного Ивана Кузмича, вздёрнутого на воздух.

Этот отрывок показывает нам, что возмездие рано или поздно настигнет каждого мучителя. Башкирец был отомщён.

Тогда привели к Пугачёву Ивана Игнатьича. «Присягай, – сказал ему Пугачёв, – государю Петру Фёдоровичу!» – «Ты нам не государь, – отвечал Иван Игнатьич, повторяя слова своего капитана. – Ты, дядюшка, вор и самозванец!» Пугачёв махнул опять платком, и добрый поручик повис подле своего старого начальника.

Подчинённые Ивана Кузмича вслед за ним «подписывают себе смертный приговор». Но заметна разница в отношении Ивана Игнатьича к Пугачёву (он обращается к нему «дядюшка») и Ивана Кузмича, который обращается к Пугачёву: «Слышь ты!».

Очередь была за мною. Я глядел смело на Пугачева, готовясь повторить ответ великодушных моих товарищей.

То есть, великих духом, мужественных, способных к самопожертвованию. Гринёв ни на минуту не поколебался «повторить ответ великодушных <…> товарищей».

Тогда, к неописанному моему изумлению, увидел я среди мятежных старшин Швабрина, обстриженного в кружок и в казацком кафтане.

Мятежники-пугачёвцы по казацкому обычаю носили волосы, подстриженные в кружок. Солдаты и офицеры, переходившие на сторону Пугачёва, меняли свой внешний облик: им стригли косы и предписывали переодеться в казацкий кафтан.

Прототипом Швабрина был дворянин Михаил Шванвич, крестник императрицы Елизаветы Петровны. Он служил в войсках генерала В.А. Кара, направленных к Оренбургу для подавления отрядов Пугачева. Там Шванвич попал в плен, и его ожидала смертная казнь. Однако солдаты, взятые вместе с ним в плен, заступились за него. В результате Пугачёв помиловал Шванвича и назначил атаманом полка пленных солдат. После разгрома отрядов Пугачёва Шванвича судили и приговорили к вечной ссылке. У Пушкина Швабрин изображён властным и злым, авантюристом, добровольно перешедшим на сторону Пугачёва. Михаил же Шванвич, напротив, был человеком добрым и слабым.

«Вешать его!» – сказал Пугачёв, не взглянув уже на меня. Мне накинули на шею петлю, я стал читать про себя молитву, принося богу искреннее раскаяние во всех моих прегрешениях и моля его о спасении всех близких моему сердцу.

Удивительно, но юный офицер, чья жизнь должна оборваться по мановению руки самозванца, молит не о своем спасении, а о спасении близких его сердцу.

Меня притащили под виселицу. «Не бось, не бось», – повторяли мне губители, может быть и вправду желая меня ободрить.

Даже перед лицом смерти Гринев верит в искренность своих палачей.

Вдруг я услышал крик: «Постойте, окаянные! погодите! » Палачи остановились. Гляжу: Савельич лежит в ногах у Пугачёва. «Отец родной! –говорил бедный дядька. – Что тебе в смерти барского дитяти? Отпусти его; за него тебе выкуп дадут; а для примера и страха ради вели повесить хоть меня старика!»

Савельич, которого Гринев не раз обижал, верен любимому воспитаннику до самозабвения. Он также поступает по чести.

Пугачёв дал знак, и меня тот час развязали и оставили. «Батюшка наш тебя милует», – говорили мне. В эту минуту не могу сказать, чтоб я обрадовался своему избавлению, не скажу, однако ж, чтоб я о нём и сожалел. Чувствования мои были слишком смутны.

Гринёв искренне описывает свои чувства, не прибавляя себе героизма. Об этом можно судить из фразы: «…не скажу, однако ж, чтоб я о нем и сожалел».

Меня снова привели к самозванцу и поставили перед ним на колени. Пугачёв протянул мне жилистую свою руку. «Целую руку, целуй руку!» – говорили около меня. Но я предпочел бы самую лютую казнь такому подлому унижению.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13


Читайте также:

Педагогические идеи В.А. Сухомлинского
“Глубоко уважая науку и ученых, я всегда считал себя только практиком, народным учителем”, - писал В. А. Сухомлинский. Эту мысль он сформулировал за несколько лет до смерти, когда уже пользовался репутацией одного из ведущих деятелей советской педагогики. "Многолетний опыт дает мне право утвер ...

Дистанционное обучение. Подходы к решению проблемы
Любые, а тем более коренные, прогрессивные изменения в обществе непременно вызывают потребность совершенствования существующих форм обучения, а также появление совершенно новых форм обучения. Современные экономические условия жизни практически в любой стране на нашей планете характеризуются потребн ...

Развитие речи и речевая деятельность
речевой урок литература учащийся Методика преподавания литературы выдвигает в качестве основных направлений работы по развитию речи школьников при условии реализации деятельности подхода, следующие направления: 1. Словарно-фразеологическая работа с текстом художественного произведения и литературно ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru