Характеристика культуротворческой среды МОУ лицея №3

Страница 3

Мы считаем, что эффективность развития художественно-творческих способностей старшеклассников будет основываться на учете взаимосвязи между всеми этими параметрами. Педагоги, не учитывающие влияния культуротворческой среды, закрывающие глаза или отторгающие даже возможность одного из них или же пассивно констатирующие случайный характер факторных средовых влияний на школьника, предоставляют случаю, стихии, обстоятельствам определять становление личности – тем самым неизбежно отказываются от воспитания.

В качестве основных слагаемых культуротворческой среды как фактора личностного развития школьников, в том числе их художественно-творческих способностей, выступают двор лицея, интерьер помещения, расположение вещей и предметов в здании, поведенческие традиции, события, система научных знаний, поступающая к ученику для осмысления, психологический климат гимназии.

Культуротворческая среда в значительной степени определяет содержание воспитательного процесса.

Такая среда, как показывает анализ, испытывает зависимость от социальных преобразований. Заказчиком на образование (на программы, методику, выбор предметов, учреждений и др.) выступает окружающая школьную среду общественная среда, родители и сами школьники. По нашему представлению, придание ей творческого характера требует наличия объективных и субъективных условий гуманизации общества. В центр всей образовательной деятельности следует поставить ребенка, подростка, юношу с их возрастными особенностями, индивидуальными потребностями, познавательными интересами. Это, в свою очередь, диктует культуру педагогической деятельности, основанную на личностно ориентированном (личностно-развивающем) подходе.

Создание культуротворческой среды в лицее №3 не ограничилось сменой названия школы. Это была переориентация педагогов и школьников на духовные, нравственные, культурные ценности, на творчество, развитие творческих способностей в соответствии с задатками, способностями (художественными, музыкальными, хореографическими, литературными и др.).

Для культуротворческой среды характерна открытость, взаимодействие с социокультурной средой района, предоставляющей дополнительные возможности ученикам для выбора не только видов деятельности (познавательной, художественно-творческой, поисково-исследовательской, спортивно-оздоровительной и др.), но и культурного поля демонстрации приобретенных творческих способностей (участие в выставках, конкурсах и т.д.).

Создание в лицее культуротворческой среды является одним из условий, обеспечивающих развитие художественно-творческих способностей школьника и учителя. А критерием оценки этой эффективности выступают творческие достижения школьников, осознаваемые ими как личностные достижения, приобретающие смысл ценностей.

На основе проведенного исследования по созданию культуротворческой образовательной среды мы пришли к выводу, что для выполнения лицеем новой социальной функции необходимо осуществить:

1. Изучение всех слоев и групп населения, проживающих в микрорайоне, с целью выявления мотивов, которыми они руководствуются, когда отдают ребенка в лицей (престижность образовательного учреждения, живет в этом районе, развить ребенка, получить одновременно два документа, не надо возить в художественную, музыкальную школы и т.д.).

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Читайте также:

Методы преодоления темпо – ритмических нарушений у заикающихся дошкольников
Становлению современного комплексного подхода к преодолению заикания предшествовала разработка ряда различных методов и путей преодоления этого заболевания. Многочисленность, а иногда и недостаточная эффективность этих методов объясняются сложностью и многообразием проявлений самого заикания и уров ...

Личностная характеристика «трудного» подростка
Причинную связь между девиантным поведением и личностью позволяет установить теория девиантного поведения американского психолога Говарда Кэплана, проверенная на изучении употребления наркотиков, делинквентного поведения. Кэплан начинал с изучения взаимосвязи между девиантным поведением и пониженны ...

Поведение детей в период адаптации
По характеру поведения при поступлении в детский сад детей, Теплюк С., делить условно на три группы. Первая группа. Большинство детей резко отрицательно и бурно выражают свое отношение к происходящему: громко плачут, бросаются на пол, царапаются, кусаются, щиплют тех, кто оказывается рядом. Они то ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru