Характеристика культуротворческой среды МОУ лицея №3

Страница 2

В настоящее время ведется поиск возможностей создания такой системы образования, которая бы способствовала максимальному развитию личности каждого ребенка в процессе его обучения и воспитания. В изменившейся образовательной ситуации создаются новые экспериментальные программы, совершенствуются формы и методы обучения, увеличивается количество новых предметов, и становятся тесными для реализации новаторских идей границы прежних учебных планов и уроков.

Конец 80-х – начало 90-х годов характеризуются появлением в отечественном образовании новых учебных заведений: гимназий, лицеев, колледжей, школ с профильными, ориентированными на соответствующий вуз классами, школ-комплексов, частных школ, диаспорных школ и т.д. Инновационные учебные заведения становятся экспериментальными площадками для апробирования и внедрения нового опыта, адекватно отражающего педагогические подходы к удовлетворению изменившихся образовательных запросов школьников.

Укажем на некоторые особенности инновационной развивающей среды и их возможности в развитии художественно-творческих способностей старшеклассников.

Приведем несколько определений понятия «среда», которые помогут нам создать представление о культуротворческой среде лицея №3 искусств.

По С.И. Ожегову, «среда – окружающие социально-бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий». Среда может быть благоприятной и неблагоприятной.

В философском энциклопедическом словаре говорится о социальной среде. Это «окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования, формирования и деятельности». В широком смысле (макросреда) она охватывает в целом производительные силы, совокупность общественных отношений и институтов, общественное сознание, культуру данного общества. В узком смысле (микросреда), будучи элементом социальной среды, в целом, она включает непосредственное социальное окружение человека – семью, трудовой, учебный учительский и ученический коллективы и группы, которые оказывают решающее воздействие на развитие личности.

С понятием «социальная среда» пересекается понятие «образовательная среда». Образовательная среда – это не только учреждения, специально созданные и предназначенные для воспитания и образования подрастающего поколения, но и другие социальные системы и явления – люди, учреждения, предметный мир, общественные процессы, средства массовой информации, ведущие идеи, ценностные ориентации, составляющие эмоционально-нравственный фон жизни общества и определяющие умонастроение обучающихся. В последние годы произошли глубокие изменения в общественной жизни, оказавшие существенное влияние на сферу образования. Изменяется общественное сознание. Разные социальные слои выдвигают разные требования к системе образования. Последняя вынуждена учитывать разнообразие образовательных потребностей и интересов социальных слоев, требует осмысления принципа культуросообразности как одного из основных принципов образования.

Для нашего исследования важно выявить характеристики культуротворческой среды как развивающей и её возможности для развития художественно-творческих способностей старшеклассников. Культуротворческая среда как компонент образовательной среды включает три основных параметра: физическое окружение (архитектура школьного здания, дизайн, размеры помещений, возможности перемещений и т.п.); человеческий фактор (пространственная и социальная плотность среди субъектов образовательного процесса, личностные особенности, интересы и успеваемость школьников, распределение статусов и ролей, половозрастные и национальные особенности школьников и учителей и т.п.); программу обучения (структура, стиль преподавания, формы и методы обучения, содержание программ обучения и т.п.).

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Читайте также:

История возникновения деловой игры
Первая деловая игра была разработана и проведена в СССР в 1932 году М.М. Бирштейн. В 1938 году деловые игры в СССР постигла участь ряда научных направлений, они были запрещены. Их второе рождение произошло только в 60-х гг., после того как появились первые деловые игры в США (1956 г., Ч. Абт, К. Гр ...

Зрительно-двигательная готовность к изобразительной деятельности
Для выполнения любого рисунка необходимо наличие, во-первых, отчетливых представлений об изображаемых предметах и явлениях, во-вторых, умения передавать эти представления в графической форме каким-либо красящим веществом (карандашом, фломастером, гуашью и т. п.). Иначе говоря, требуется только особ ...

Структура лексикона
Развитие психолингвистики и других наук о человеке стимулировало интерес к устройству словаря в голове индивида, функционирующего в соответствии с закономерностями психического развития человека ̶ носителя языка и культуры. Такой словарь принято называть ментальным или внутренним лексиконом че ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru