Методика проведения констатирующего эксперимента

Страница 2

До и после эксперимента проводилось индивидуальное психологическое обследование детей, которое строилось при обязательном соблюдении постоянства внешних условий эксперимента. Он проходил в игровой форме, в одном и том же помещении, в первой половине дня, без присутствия посторонних, с сохранением последовательности предъявления тестовых заданий.

Индивидуальному психологическому обследованию предшествовала беседа, целью которой было установление положительного эмоционального контакта с ребёнком и формирование у него позитивного отношения к обследованию. Беседа включала в себя как обязательные, так и спонтанные вопросы, которые зависели прежде всего от психоэмоционального состояния ребёнка. В ходе психологического эксперимента осуществлялось наблюдение, необходимое для выявления поведенческих особенностей ребёнка (изменчивость - постоянство настроения), логичность поступков и действий, специфика речи.

В исследовании были использованы следующие методики:

1. Тест Гудинаф-Харриса "Нарисуй человека";

2. "Логическая классификация" - модифицированная методика (Лурия А.Р. - Карпова С.Н. для выявления умения определять взаимосвязь предметов и объектов, видеть их измерение во времени).

3. Методика оценки уровня развития общего и невербального интеллекта - стандартизированная методика "Прогрессивные цветные матрицы" Дж. Равенна.

Все методики проводились в 3 этапа, каждая из которых по длительности состояла в среднем 20-40 минут.

Содержание используемых методик состояло в следующем:

Первоначальная стандартизация методики Гудинаф была осуществлена в 1926 году. С тех пор вплоть до 1963 года тест использовался без существенных изменений и приобрёл за это время широкую популярность. С целью обновления тестовых норм ученик Ф. Гудинаф Д. Харрис провёл новую стандартизацию метода. С этого времени тест "Нарисуй человека" известен как тест Гудинаф-Харриса. Основное внимание в тесте уделяется точности и детальности рисунка, а не художественным изобразительным средствам. Именно детальность изображения выступает основным показателем уровня умственного развития ребёнка. В основе такого подхода лежит гипотеза о том, что в рисунке знакомого предмета обнаруживаются те его отличительные, существенные черты, которые ребёнок выделил в нём как в представителе соответствующего класса предметов. Рисунок рассматривается как выраженное в графической форме понятие (представление) ребёнка о предмете. Наблюдаемое по мере взросления ребёнка усложнение выполненных им изображений расценивается в качестве показателя развития понятийного мышления. Следует отметить, что данная гипотеза, лежащая в основе теста, не опирается на какие-либо строгие теоретические построения. Она выражает эмпирически наблюдаемую зависимость между особенностями детского рисунка и общим умственным развитием ребёнка. В результате многочисленных исследований было установлено, что для детей дошкольного возраста данные теста Гудинаф-Харриса высоко коррелируют с данными арифметических тестов, а также с некоторыми заданиями, выявляющими уровень развития операционального интеллекта. Данная методика широко используется в качестве компонента комплексного обследования ребёнка. Важно подчеркнуть, что несмотря на неоднократно подтверждённую высокую надёжность теста, большинство специалистов считают, что самостоятельной диагностической ценности тест почти не имеет. Рисуночным тестом пользуются для того, чтобы получить первое представление об уровне развития ребёнка. В силу того, что большинство дошкольников любят рисовать, данный тест может помочь установить контакт с ребёнком и завязать сотрудничество, необходимое для проведения обследования с помощью более сложных диагностических методик.

Страницы: 1 2 3 4 5


Читайте также:

Организация образовательного процесса
3.1 Самостоятельно осуществляет образовательный процесс в соответствии с настоящим Уставом и лицензией. Обучение ведется на русском и татарском языках. 3.2 Образовательный процесс регламентируется учебным планом, разработанным и утвержденным ДДТ на основе примерных учебных планов и программ, курсов ...

Апробация отдельных технологий в практике социальной работы со слабослышащими детьми
Целью экспериментальной работы на данном этапе исследования явилось формирование общения слабослышащих детей, посещающих занятия в Центре, во внеурочной деятельности. Для достижения указанной цели были поставлены задачи: определение содержания работы по формированию диалогической речи слабослышащих ...

Развитие коммуникативной компетентности в младшем школьном возрасте
коммуникативный компетентность умение школьник Младший школьный возраст – это оптимальный период активного обучения социальному поведению, искусству общения между детьми разного пола, усвоение коммуникативных и речевых умений, способов различения социальных ситуаций. Во-первых, с поступлением в шко ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru