Методика проведения констатирующего эксперимента

Страница 2

До и после эксперимента проводилось индивидуальное психологическое обследование детей, которое строилось при обязательном соблюдении постоянства внешних условий эксперимента. Он проходил в игровой форме, в одном и том же помещении, в первой половине дня, без присутствия посторонних, с сохранением последовательности предъявления тестовых заданий.

Индивидуальному психологическому обследованию предшествовала беседа, целью которой было установление положительного эмоционального контакта с ребёнком и формирование у него позитивного отношения к обследованию. Беседа включала в себя как обязательные, так и спонтанные вопросы, которые зависели прежде всего от психоэмоционального состояния ребёнка. В ходе психологического эксперимента осуществлялось наблюдение, необходимое для выявления поведенческих особенностей ребёнка (изменчивость - постоянство настроения), логичность поступков и действий, специфика речи.

В исследовании были использованы следующие методики:

1. Тест Гудинаф-Харриса "Нарисуй человека";

2. "Логическая классификация" - модифицированная методика (Лурия А.Р. - Карпова С.Н. для выявления умения определять взаимосвязь предметов и объектов, видеть их измерение во времени).

3. Методика оценки уровня развития общего и невербального интеллекта - стандартизированная методика "Прогрессивные цветные матрицы" Дж. Равенна.

Все методики проводились в 3 этапа, каждая из которых по длительности состояла в среднем 20-40 минут.

Содержание используемых методик состояло в следующем:

Первоначальная стандартизация методики Гудинаф была осуществлена в 1926 году. С тех пор вплоть до 1963 года тест использовался без существенных изменений и приобрёл за это время широкую популярность. С целью обновления тестовых норм ученик Ф. Гудинаф Д. Харрис провёл новую стандартизацию метода. С этого времени тест "Нарисуй человека" известен как тест Гудинаф-Харриса. Основное внимание в тесте уделяется точности и детальности рисунка, а не художественным изобразительным средствам. Именно детальность изображения выступает основным показателем уровня умственного развития ребёнка. В основе такого подхода лежит гипотеза о том, что в рисунке знакомого предмета обнаруживаются те его отличительные, существенные черты, которые ребёнок выделил в нём как в представителе соответствующего класса предметов. Рисунок рассматривается как выраженное в графической форме понятие (представление) ребёнка о предмете. Наблюдаемое по мере взросления ребёнка усложнение выполненных им изображений расценивается в качестве показателя развития понятийного мышления. Следует отметить, что данная гипотеза, лежащая в основе теста, не опирается на какие-либо строгие теоретические построения. Она выражает эмпирически наблюдаемую зависимость между особенностями детского рисунка и общим умственным развитием ребёнка. В результате многочисленных исследований было установлено, что для детей дошкольного возраста данные теста Гудинаф-Харриса высоко коррелируют с данными арифметических тестов, а также с некоторыми заданиями, выявляющими уровень развития операционального интеллекта. Данная методика широко используется в качестве компонента комплексного обследования ребёнка. Важно подчеркнуть, что несмотря на неоднократно подтверждённую высокую надёжность теста, большинство специалистов считают, что самостоятельной диагностической ценности тест почти не имеет. Рисуночным тестом пользуются для того, чтобы получить первое представление об уровне развития ребёнка. В силу того, что большинство дошкольников любят рисовать, данный тест может помочь установить контакт с ребёнком и завязать сотрудничество, необходимое для проведения обследования с помощью более сложных диагностических методик.

Страницы: 1 2 3 4 5


Читайте также:

Группы учебного материала
Формирования содержания образования на уровне учебного плана требует систематизированного вида. Ученые-педагоги смогли доказать, что все содержание может быть разбито на несколько групп (категорий). 1 группа – техники: теоретические основы устройства и работы оборудования, описание устройств, графи ...

Профилактика затруднений школьников при обучении математике на примере темы "Уравнения с переменной в знаменателе"
С проблемой деления на ноль учащиеся знакомятся ещё в начальной школе, изучая операцию деления. Это связано с тем, что при делении на некоторое число используется умножение на число, обратное делителю, а число ноль, как известно из теории чисел, обратного элемента на множестве рациональных чисел не ...

Урок - основная форма теоретического обучения в профессиональном училище
Урок в ПТУ строиться на основе известных в педагогике принципов, правил, требований, концепций обучения и воспитания, обусловленных совмещением общего и профессионального образования. Производственного обучения и производительности труда учащихся, уровня их обученности. С другой стороны. Урок-часть ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru