Методика проведения констатирующего эксперимента

Страница 3

Инструкции по проведению теста.

Ребёнку выдаётся лист белой бумаги стандартного формата и один простой карандаш. Ребёнка просят "как можно лучше" нарисовать человека ("мужчину", "дяденьку"). По ходу рисования комментарии не допускаются. Если ребёнок выполняет рисунок человека не в полный рост, ему предлагают сделать новый рисунок. По завершении рисования проводится дополнительная беседа с ребёнком, в которой уточняются непонятные детали и особенности изображения. Тестирование проводилось исключительно индивидуально.

Критерии оценки.

Шкала признаков для оценки рисунка содержит 73 пункта. За выполнение каждого пункта начисляется 1 балл, за несоответствие - 0 баллов.

"Логическая классификация" - данная психологическая диагностика направлена на выявление умения определять взаимосвязь предметов и объектов. Используется для исследования уровня течения мыслительных процессов, способности к обобщению и отвлечению, выделению существенных признаков развития логического мышления. Графический вариант методики состоит из серии рядов картинок - из 7 различных групп, в каждой из которых одна картинка по смыслу является лишней. Экспериментатор показывает набор картинок из группы (при необходимости дважды), а затем просит ребёнка назвать "лишнюю".

Обработка результатов.

Успешность выполнения оценивается в бальной системе, за каждый правильный ответ присваивается 1 балл, максимально возможное количество баллов - 7.

Тест "Прогрессивные цветные матрицы" принят для оценки развития невербальных форм интеллекта и невербальных способностей, который заключается в умении свободно оперировать невербальным материалом, решать конструктивные задачи, позволяет сравнить баланс уровней развития разных форм интеллекта. Тест Равена измеряет не только невербальные характеристики, в отличие от других тестов интеллекта, но и значимо коррелирует как с вербальными, так и с невербальными частями векслеровских шкал, что означает, - что он не имеет отношение к одной части больше, чем к другой. Матрицы Равена оценивают невербальные свойства интеллекта, определяемые характеристиками внимания, зрительной памяти, процедурами сравнения, обобщения, анализа.

Тест состоит из двух серий матриц - А, Ав, В, в каждой из которых 12 карт-задач. Ребёнку предлагалась карта, на которой изображены цветной или чёрно-белый коврик и 6 заплаток. Ребёнок внимательно рассматривал рисунок коврика, а затем - рисунки всех заплаток и выбирал заплатку, подходящую по рисунку к коврику. Номер выбранной матрицы заносился в протокол.

Обработка результатов.

За правильный ответ одного задания присваивается 1 балл. Соответственно максимальное количество баллов, которое можно получить за правильное решение всех задач - 36. Потом подсчитываются суммы баллов: общие и отдельно по каждой серии, затем вычисляется процент правильных ответов от общего количества детей.

В ходе эксперимента было обследовано 50 детей, посещающих подготовительные к школе группы, я/сада "Ракета". Для убедительности полученных данных и показательности эксперимента все дети были разделены на 2 группы: контрольную и экспериментальную.

Вышеперечисленные методики позволяют быстро определить степень развития интеллектуальных способностей дошкольников, что удовлетворяет требованиям нашего исследования.

Страницы: 1 2 3 4 5


Читайте также:

Реализация модели личностно – ориентированного обучения на уроках информатики
Что нужно для того, чтобы реализовать модель личностно-ориентированного обучения в школе на информатике? Необходимо, во-первых, принять концепцию образовательно­го процесса информатики не как соединение обучения и воспитания, а как развитие индивидуальности, становление способностей, где обу­чение ...

Методы и организация исследований
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: 1. Анализ и обобщение данных научно-методической литературы; 2. Тестирование для выявления плоскостопия; 3. Методы тестирования физической подготовленности; 4. Организация исследования; В исследовании применялись разработанные метод ...

Теории мышления в психологии. Развитие мышления
Рассмотрим наиболее известные теории, объясняющие процесс мышления. Их можно разделить на две большие группы: те, которые исходят из гипотезы о наличии у человека природных, не изменяющихся под влиянием жизненного опыта интеллектуальных способностей, и те, в основу которых положено представление о ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru