Образовательная среда высшего учебного заведения как педагогический феномен

Современное образование » Образовательная среда высшего учебного заведения как педагогический феномен

Страница 11

К факторам образовательной среды относится совокупность явлений и процессов, которые в предметно-рекреационном, пространственно-временном, информационном, коммуникативно-деятельностном, нравственно-психологическом или каких-либо других аспектах связаны с образовательным процессом, выступают как его условие, предпосылка, предметно-событийная оболочка. В этом смысле проектирование и создание образовательной среды включает систему целенаправленных действий кафедры высшей школы по актуализации предметно-информационно-психологических факторов, обеспечивающих поддержку целенаправленной научно-педагогической деятельности преподавателей и саморазвития студентов.

В структуре среды нами выделены: факторы прямого действия (например, источники информации, учебное оборудование, используемое в лабораторном практикуме, системы поддержки учебной деятельности и общения), которые при этом становятся тождественными средствам обучения, и факторы косвенного действия, опосредованно влияющие на усвоение знаний и развитие студентов (к примеру, температура в помещении, освещённость и эргономичное оборудование учебного места и т.д.). Среди факторов, которые действуют вне рамок учебного процесса можно отметить как пространственно-предметную организацию среды (например, оформление рекреации картинами художников), так и особенно мощный фактор – общение в неформальной обстановке с крупными учёными, приобщение к научным школам и корпоративным традициям, взаимодействие студентов друг с другом. Неуправляемые факторы образовательной среды проявляют себя на ситуативном уровне, и их влияние не может быть заранее предсказанным.

При формировании профессиональной готовности специалиста, состоящей из двух взаимосвязанных составляющих (М.И. Дьяченко, А.М. Столяренко, С.Л. Рубинштейн) - предварительной, заблаговременной, планируемой подготовленности личности к профессиональной деятельности и непосредственной, сиюминутной, ситуационной готовности к решению конкретных задач, основное внимание в вузе уделяется первой. Так, организованный учебный процесс в медицинском вузе нацелен на формирование необходимого для врачебной деятельности уровня предварительной профессиональной готовности. Однако и при достаточно высоком уровне потенциальной профессиональной готовности деятельность специалиста может оказаться малоэффективной, если у него нет опыта быстрой мобилизации интеллектуальных, физических и духовных сил, опыта саморегуляции, самонастроя, опыта проявления профессионально-личностных функций в изменяющихся условиях бытия, опыта смены вида деятельности. Ситуационный уровень функционирования среды, обнаруживая различные способы влияния последней на студентов, служит источником опыта выработки непосредственной готовности специалиста, ибо она как раз и отличается высокой динамичностью, подвижностью и зависимостью от ситуативных обстоятельств. В то же время ситуативная психологическая готовность выступает следствием актуализации потенциальной готовности, опыт формирования которой закладывается в учебной деятельности. Профессионально-личностный опыт, приобретаемый в учебном процессе и опыт, «поставляемый» образовательной средой, различаются: по условиям приобретения, спектру возможностей самостоятельного выбора, по деятельности индивида и ответственности за её результаты, по сложности преодолеваемых препятствий, степени организации опыта, его оценке и применению. Сопоставление специфики личностного опыта, приобретаемого в учебном процессе и поставляемого образовательной средой, свидетельствует о том, что для профессионально-личностного развития необходима интеграция личностного опыта, приобретаемого в сфере организованных педагогических влияний, и опыта поиска смыслов, опыта коммуникации, опыта принятия решений, ответственности, самооценки, опыта реакции на поставляемые средой образцы поведения являющегося следствием воздействий средовых феноменов.

Рассмотрение множественности сред в образовательном учреждении, представление о сущности их интерференции и резонансе позволило сделать вывод о том, что существуя одновременно, взаимно проникая и взаимодействуя между собой, среды при определенных условиях взаимно обогащают друг друга, в силу чего влияние их оказывается больше, чем простая сумма их воздействий, что позволяет представить рассматриваемый педагогический феномен – образовательную среду - как явление целостное. Наличие множества сред в образовании, построение и реализацию их проектов на практике приводит к тому, что действительному состоянию образовательной среды вуза отвечает в каждом конкретном случае сочетание их общих сущностных характеристик. Понимание образовательной среды как педагогического феномена обусловило необходимость изучения и использования в педагогической деятельности средового подхода.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16


Читайте также:

Нравственное воспитание дошкольников
адаптация дошкольник воспитание нравственный Чувство – особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием потребностям человека. Нравственные чувства наряду с эстетическими и интеллектуальными относятся к группе высших чувств. Чувства дет ...

Обучение ОРУ, используя прием показа
Упражнения показывают “зеркально”, стоя лицом к учащимся (“Посмотрите следующее упражнение: исходное положение - стойка ноги врозь, руки на пояс”). Показ осуществляется двумя четверками. Затем подается команда “Исходное положение - ПРИНЯТЬ!". Если все приняли правильное положение, то далее сле ...

Исследование проблемы слабовидения у школьников и его воздействия на организм
Ребенок с нарушением зрения-термин, касающийся как незрячих, так и слабовидящих. Незрячих делят на тотально слепых (Vis-0) и детей с остаточным зрением (Vis от 0 до 0, 04 с оптической коррекцией стеклами на лучшем глазу). Слабовидящие дети по состоянию зоитнльных функций разнообразны. Это обусловле ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru