Образовательная среда высшего учебного заведения как педагогический феномен

Современное образование » Образовательная среда высшего учебного заведения как педагогический феномен

Страница 14

Проектирование и реализация личностно-развивающих ситуаций является формой обеспечения единства собственно образовательных и средовых факторов.

Педагогическая реконструкция среды состоит том, чтобы овладеть ею в педагогическом смысле – использовать или изменять направленность ее педагогических функций. В этом смысле среда помогает вырастить новый опыт, создать его вместе с воспитанником, а не «объяснить», «убедить», «привить готовое». Последнее предполагает интеграцию двух источников личностного опыта (среда и учебный процесс) в целостную ситуацию развития личности. В исследовании показана необходимость применять наряду с объективными количественными методами экспертизы образовательной среды и проектов её педагогической реконструкции методы герменевтические, оргдеятельностные, художественно-творческие.

В третьей главе «Студент-медик в образовательной среде вуза» рассматривается взаимодействие среды и личности в образовательном процессе на примере медицинского университета. Исследование показало, что любое участие студента в преобразовании среды учебного заведения, будь то изготовление наглядных пособий (микропрепаратов, таблиц, стендов) или участие в спортивной жизни вуза, в художественной самодеятельности, или в деятельности студенческого научного общества, или даже в озеленении конкретной кафедры надо приветствовать, ибо это запускает сложный механизм восприятия данной образовательной среды как "своей".

Целью диагностического эксперимента было определение условий, при которых влияние среды кафедры и вуза на студента оказывается наиболее благоприятным. В качестве признаков эффективного влияния среды образовательного учреждения на развивающуюся личность специалиста нами выделены следующие параметры: 1) принятие студентом образовательного учреждения с его функциональными и эстетическими характеристиками, предоставляемыми возможностями профессионального и межличностного общения как субъективно значимого аттрактивного пространства и переживание своего пребывания в нем в виде чувств привязанности, комфортности, принадлежности к «своему» духовно-профессиональному сообществу; 2) полнота (разносторонность) вхождения в среду, открытие для себя возможностей самореализации в учебной, информационной, профессиональной сферах вуза, сфере межличностного общения различного уровня – от эпизодического партнерства до дружбы и любви; 3) определение для себя устойчивой сферы взаимодействия – лаборатории, секции, клуба, «команды», которая выступает как, своего рода, референтная группа, обеспечивающая открытое, творческое, неформальное общение; 4) отношение к среде образовательного учреждения как к источнику дополнительного профессионального и личностного опыта, присутствие которого в известной степени «достраивает» образование до целостности.

На этапе констатирующего эксперимента исследовалась образовательная среда восьми кафедр медико-биологического профиля ВолГМУ и среда университета в целом. Констатирующий эксперимент был реализован с помощью ряда методик анкетного типа, в основу которых была положена оценка студентами параметров по предлагаемым показателям.

Принятие студентами образовательного учреждения (1 параметр) оценивалось через: «образ среды» кафедры, её восприятие как позитивной, нейтральной или негативной; выявления стиля взаимоотношений между преподавателем и студентами (межличностный уровень) присутствующих на кафедрах и желаемых; признание среды комфортной, «своей» и желание преобразовать её; персонализацию среды (любимого места в вузе); знание традиций кафедр и вуза; переживание принадлежности к университету как духовной общности студентов, профессорско-преподавательского состава и вспомогательного персонала университета.

Разносторонность вхождения в среду (параметр 2) определялась через степень вхождения в среду и оценивалась по времени, необходимого для адаптации в среде каждой кафедры и факторов, затрудняющих адаптацию, а также перечислением сфер возможной самореализации.

Определение для студента устойчивой сферы взаимодействия (параметр 3) проводилось соответственно их участию в общественной жизни вуза, в самодеятельности, клубах по интересам, научных кружках, спортивных секциях и т.д.

Страницы: 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19


Читайте также:

Организация профессиональной ориентации учащихся 9-х классов в условиях школ и межшкольных комбинатов
Для формирования внутренней готовности учащихся к осознанному и самостоятельному определению в выборе профессии, корректировке и реализации своих профессиональных планов в условиях школ и межшкольных комбинатов проводится профессиональная ориентация учащихся. Рассмотрим особенности той и другой сто ...

Понятие коммуникативной компетентности
Коммуникация (от лат. – делаю общим, связываю, общаюсь) – смысловой аспект социального взаимодействия. Поскольку всякое индивидуальное действие осуществляется в условиях прямых или косвенных отношений с другими людьми, оно включает (наряду с физическим) коммуникативный аспект. Действия, сознательно ...

Комплексные системы воздействия при заикании у детей дошкольного возраста
Становлению современного комплексного подхода к преодолению заикания предшествовала разработка ряда различных методов и путей преодоления этого заболевания. Указание на необходимость комплексного воздействия и попытки его применения встречаются уже в трудах отечественных авторов – И. А. Сикорского ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru