Образовательная среда высшего учебного заведения как педагогический феномен

Современное образование » Образовательная среда высшего учебного заведения как педагогический феномен

Страница 17

Многоликое участие дисциплин каждого блока в развитии личностного потенциала студента-медика можно рассматривать как с позиций охвата многообразия его сущностных качеств и сочетаний их характерологических комплексов, так и с позиций механизмов воздействия с учётом специфики каждой дисциплины на различные грани личности.

Рис.3. Взаимосвязь образовательной среды и профессионально-личностного развития студента.

Механизмы профессионально-личностного развития студентов «через предмет» и «через образовательную среду» сливаются в единое русло при выполнении студентами самостоятельной работы. Образовательная среда, которая основана на знании психологических особенностей студенческого возраста, присущих ему кризисов, учитывающая психолого-педагогические характеристики как студенчества в целом, так и специфику конкретного контингента обучающихся, а также понимании динамики развития и становления профессионально-личностных качеств специалиста оценивалась как «развивающая».

Проведенный нами анализ современных требований к специалистам, в том числе врачам, позволил дополнить перечень личностных функций, через которые реализуется феномен «быть личностью», функцией самоотдачи, под которой мы понимаем постоянную готовность деонтологически ориентированного сознания и поведения к милосердному выполнению профессиональных задач.

Необходимость теоретического обоснования влияния средовых факторов на профессионализм, личностное саморазвитие педагогов в образовательной среде вуза явились предпосылками для проведенного на противопоставительной основе анализа: для каждого фактора (свободное время, психологический климат в коллективе, значимость статуса преподавателя, информационная насыщенность среды, предметная наполненность среды, гуманитарные и эколого-гигиенические компоненты среды) давалась характеристика его позитивного и негативного воздействия.

Выявленная взаимосвязь между факторами образовательной среды и их влиянием на развитие преподавателя, а также методика её анализа была использована в качестве критерия отнесения среды данной кафедры или вуза к развивающим средам в личностно-профессиональном плане. При погружении студента в образовательную среду вуза, результирующее воздействие среды на профессионально-личностное развитие обусловлено большой совокупностью факторов, среди которых в качестве основных можно отметить такие как: 1) особенности восприятия среды конкретным индивидуумом, 2) сформированностью у него идеала специалиста и 3) стремления ему соответствовать, осуществлять личностный рост, развивать профессиональное мышление и культуру, а также 4) структурно-организационными особенностями данной образовательной среды, 5) её включенностью и в образовательную среду и в профессиональную среду региона, 6) степенью её вовлечённости во внутреннюю, духовную, личностную сферу, 7) время нахождения человека в образовательной среде высшей школы.

В четвёртой главе «Проектирование образовательной среды (на примере медицинского вуза)» представлены теоретические основы решения четвёртой, пятой и шестой задач исследования, показана интегрированность образовательной среды вуза с образовательной, медицинской, научной, социокультурной средами региона, раскрыты сущность, структура и функции образовательной среды медицинского вуза.

Специфика образовательной среды медицинского университета заключается:

▪ в особом языке, понятийно-терминологическом аппарате профессионального общения,

▪ биоэтике и деонтологии, сопутствующих на всех этапах процессу обучения и вырабатывающих отношение к больному человеку как к личности,

▪ в том, что учебная деятельность протекает как в учебных корпусах, так и в лечебных учреждениях и среда медицинского учреждения имманентно проникает в среду вуза,

▪ научно-медицинско-педагогические школы придают смысложизненные ориентации студентам и создают активный, творческий вектор среды вуза как фактор самореализации их в непрерывном профессионально-личностном развитии.

Образовательная среда медицинского университета – интегративная целостность, она структурирована и можно выделить три уровня её организации: образовательная среда как динамическая целостность, интегрирующая взаимодействия пространственных отношений архитектурной, материально-технической, социокультурной (гуманитарной), информационной, педагогической сред; образовательная среда как совокупность выстроенных по концентрическому принципу компонентов: образовательная среда кафедры, факультета, среда обучения курса, группы, среда медицинского учреждения; образовательная среда вуза как духовная общность, возникающая в межсубъектном взаимодействии и способствующая профессионально-личностному становлению будущего врача. Это показано на следующих схемах:

Страницы: 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22


Читайте также:

Педагогические приоритеты программ системы летнего отдыха детей
Система деятельности детей в период летнего отдыха представляет собой специфическую педагогическую реальность, обладающую важным значением для развития личности школьника. Это обусловлено рядом факторов и, прежде всего, особым местом летнего периода, как особой временной и средовой ниши, снимающей ...

Обучение игре на простых детских музыкальных инструментах
- Учить детей играть погремушкой под пение песни или мелодии, - Учить детей слушать мелодию маршевого характера. Педагог показывает детям барабан, играет на нем, предлагает тем, кто хочет, поиграть на барабане. - Учить детей менять движения с погремушкой в связи с изменением музыки, подражая взросл ...

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены" и "Алкины"
1 вариант – облегченный; 2 вариант – средний уровень; 3 вариант – усложненный. Контрольная работа 1 задание 1вариант. Чему равно число изомерных алкенов состава С5Н10? Составьте их формулы и назовите их. 2вариант. Составьте формулы изомеров для предложенного вещества, назовите их, укажите типы изом ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru