Рис.4. Образовательная среда как совокупность встроенных по концентрическому принципу компонентов: образовательная среда кафедры, факультета, среда обучения курса, группы, среда медицинского учреждения
Рис.5. Образовательная среда вуза как духовная общность, возникающая в межсубъектном взаимодействии и способствующая профессионально-личностному становлению будущего врача
Обоснованы показатели, позволяющие характеризовать образовательную среду вуза как духовную общность: преемственность и традиции; привлекательность вуза для абитуриентов из областей, где есть свои медицинские вузы, но предпочитающих поступать в данный конкретный вуз, например, ВолГМУ; дети выпускников прошлых лет поступают учиться в данный вуз (особенно показательным является тот факт, что зарубежные выпускники направляют учиться своих детей в Волгоград, в ВолГМУ).
Рассмотрены сущностные характеристики образовательной среды университета, к которым отнесены: открытость, гибкость, вариативность, то есть среда, открытая для инноваций, изменения и коррекции, возможностей гибкого сочетания свободы выбора и расширения, обновления и творческого совершенствования как студента, так и преподавателя; динамичность при внутренней стабильности, их оптимальный баланс; взаимосвязь компонентов внутри и вне данной образовательной среды; взаимообусловленность воздействия протекающих процессов на личность; структурность, то есть среда имеет сложную организационную структуру; непрерывность, то есть наложение воздействия традиций с момента создания вуза с одной стороны и направленность воздействия, начиная с абитуриентов и вплоть до выпускников, ставших специалистами, с другой; диалогичность; гуманитарность ведущая к созидательной, духовной, интеллектуальной среде; действительность интеграции педагогической объективной и субъективной реальности; поле реализации диалектического единства развития и саморазвития студента, которое протекает по “внутренним”, присущим только данной личности законам.
Основываясь на представлении о восприятии студентом образовательной среды вуза, можно выделить присущие ей функции: интегративную, адаптивную, социокультурную, профессионально-личностного развития и саморазвития индивида. С учетом этого разработана структурно-функциональную модель образовательной среды медицинского вуза. Понятие «компонент среды» подразумевает составную часть, элемент её и имеет разное содержание, если включён в указанные подструктуры (материальная база, подразделения вуза), либо участвует в психодидактической её организации. Логика целостного отношения к образовательной среде университета требовала найти грани слияния формы, в роли которой выступали структурные компоненты образовательной среды, и содержания, которым стали педагогические компоненты среды, а также обоснование присущих ей функций.
К педагогически значимым компонентам среды университета отнесены: мотивационнно-ценностный (характеризует ведущие ценности, на которые ориентируются субъекты в данной образовательной среде, и мотивы их достижения и комплекс соответствующих возможностей), информационно-знаниевый (характеризует как содержание образовательного процесса, так и информационный ресурс в среде данного вуза, а также возможность свободного доступа к нему), валеологический (в природосообразной среде комплекс возможностей сохранить и приумножить здоровье каждого студента), гуманитарный, то есть обращённый к человеческой личности, к правам и интересам субъектов образования. Если среда является развивающей образовательной средой, то она содержит совокупность возможностей для развития профессионально-личностной компетентности и для саморазвития всех субъектов образовательного процесса.
Рис.6. Схема структурно-функциональной модели образовательной среды медицинского университета.
Педагогические компоненты среды вуза обеспечиваются слаженной работой всего коллектива университета и играют технологическую роль в обеспечении когерентных и конгруэнтных связей между всеми элементами данной образовательной среды и с другими средами (образовательной, медицинской, научной, социокультурной средами региона).
Читайте также:
Компетенция ПКНО-5
Компетенция ПКНО-5 – это профессиональная компетенция в образовательной деятельности на начальной ступени общего образования: «готов организовать индивидуальную и совместную учебную деятельность учащихся, основанную на применении развивающих образовательных программ». Под данной компетенцией понима ...
Содержание гуманистической направленности воспитания детей
дошкольного возраста
Гуманистическое воспитание имеет своей целью гармоничное развитие личности и предполагает гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса. Для обозначения таких отношений употребляется термин "гуманное воспитание". Гуманистическое воспитание старших дошкольников явл ...
Особенности учреждений дополнительного образования как воспитательных
организаций
В Законе РФ «Об образовании» дополнительное образование определяется как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и иной информационно-образовательной деятельности за пределами основных образователь ...