Образовательная среда высшего учебного заведения как педагогический феномен

Современное образование » Образовательная среда высшего учебного заведения как педагогический феномен

Страница 18

Рис.4. Образовательная среда как совокупность встроенных по концентрическому принципу компонентов: образовательная среда кафедры, факультета, среда обучения курса, группы, среда медицинского учреждения

Рис.5. Образовательная среда вуза как духовная общность, возникающая в межсубъектном взаимодействии и способствующая профессионально-личностному становлению будущего врача

Обоснованы показатели, позволяющие характеризовать образовательную среду вуза как духовную общность: преемственность и традиции; привлекательность вуза для абитуриентов из областей, где есть свои медицинские вузы, но предпочитающих поступать в данный конкретный вуз, например, ВолГМУ; дети выпускников прошлых лет поступают учиться в данный вуз (особенно показательным является тот факт, что зарубежные выпускники направляют учиться своих детей в Волгоград, в ВолГМУ).

Рассмотрены сущностные характеристики образовательной среды университета, к которым отнесены: открытость, гибкость, вариативность, то есть среда, открытая для инноваций, изменения и коррекции, возможностей гибкого сочетания свободы выбора и расширения, обновления и творческого совершенствования как студента, так и преподавателя; динамичность при внутренней стабильности, их оптимальный баланс; взаимосвязь компонентов внутри и вне данной образовательной среды; взаимообусловленность воздействия протекающих процессов на личность; структурность, то есть среда имеет сложную организационную структуру; непрерывность, то есть наложение воздействия традиций с момента создания вуза с одной стороны и направленность воздействия, начиная с абитуриентов и вплоть до выпускников, ставших специалистами, с другой; диалогичность; гуманитарность ведущая к созидательной, духовной, интеллектуальной среде; действительность интеграции педагогической объективной и субъективной реальности; поле реализации диалектического единства развития и саморазвития студента, которое протекает по “внутренним”, присущим только данной личности законам.

Основываясь на представлении о восприятии студентом образовательной среды вуза, можно выделить присущие ей функции: интегративную, адаптивную, социокультурную, профессионально-личностного развития и саморазвития индивида. С учетом этого разработана структурно-функциональную модель образовательной среды медицинского вуза. Понятие «компонент среды» подразумевает составную часть, элемент её и имеет разное содержание, если включён в указанные подструктуры (материальная база, подразделения вуза), либо участвует в психодидактической её организации. Логика целостного отношения к образовательной среде университета требовала найти грани слияния формы, в роли которой выступали структурные компоненты образовательной среды, и содержания, которым стали педагогические компоненты среды, а также обоснование присущих ей функций.

К педагогически значимым компонентам среды университета отнесены: мотивационнно-ценностный (характеризует ведущие ценности, на которые ориентируются субъекты в данной образовательной среде, и мотивы их достижения и комплекс соответствующих возможностей), информационно-знаниевый (характеризует как содержание образовательного процесса, так и информационный ресурс в среде данного вуза, а также возможность свободного доступа к нему), валеологический (в природосообразной среде комплекс возможностей сохранить и приумножить здоровье каждого студента), гуманитарный, то есть обращённый к человеческой личности, к правам и интересам субъектов образования. Если среда является развивающей образовательной средой, то она содержит совокупность возможностей для развития профессионально-личностной компетентности и для саморазвития всех субъектов образовательного процесса.

Рис.6. Схема структурно-функциональной модели образовательной среды медицинского университета.

Педагогические компоненты среды вуза обеспечиваются слаженной работой всего коллектива университета и играют технологическую роль в обеспечении когерентных и конгруэнтных связей между всеми элементами данной образовательной среды и с другими средами (образовательной, медицинской, научной, социокультурной средами региона).

Страницы: 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23


Читайте также:

Нравственное воспитание дошкольников
адаптация дошкольник воспитание нравственный Чувство – особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием потребностям человека. Нравственные чувства наряду с эстетическими и интеллектуальными относятся к группе высших чувств. Чувства дет ...

Структура педагогического общения
Взаимодействие учителя с классом имеет определенные временные рамки; оно ограничено продолжительностью урока, классного часа или какого-то иного мероприятия. Однако структура педагогического общения не сводится лишь к непосредственным контактам педагога и воспитанников, а включает и ряд других моме ...

Методы преодоления темпо – ритмических нарушений у заикающихся дошкольников
Становлению современного комплексного подхода к преодолению заикания предшествовала разработка ряда различных методов и путей преодоления этого заболевания. Многочисленность, а иногда и недостаточная эффективность этих методов объясняются сложностью и многообразием проявлений самого заикания и уров ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru