Новые программы по трудовому обучению ориентировали школу на то, чтобы сформировать у учащихся устойчивый интерес к определённой сфере профессиональной деятельности и подвести их вплотную к овладению конкретной профессией. Обучение мальчиков и девочек было отдельным и осуществлялось в школьных мастерских, в межшкольных учебно-производственных комбинатах (УПК), в учебных цехах предприятий, в ученических производственных бригадах и т.д. В VII классе в рамках предмета “Трудовое профессиональное обучение” вводится курс “Основы производства. Выбор профессии”. В школах была создана неплохая учебно-материальная база трудового обучения[29, с. 38].
Важным направлением совершенствования трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся стало создание межшкольных УПК (учебно-производственных комбинатов). Девушек в них готовили по разным профилям: швейному делу, вышивке ручной и машинной, вязанию ручному и на вязальных машинах, торговле и бытовому обслуживанию, делопроизводству и др.
Разработанная в “Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы” программа развёртывания трудового обучения и повышения его качества (1984г.) была направлена на осуществление тесной взаимосвязи изучения основ наук с непосредственным участием школьников в производительном труде. Она была рассчитана до 1995 года, что давало возможность постепенного введения новых учебных программ во всех школах страны, укрепления материально-технической базы трудового обучения, увеличение состава преподавателей, усиление работы по профориентации. Часовая нагрузка предмета “трудовое обучение девочек” составляла 3 часа в неделю. С 1993 г. в общеобразовательных школах Российской Федерации внедряется образовательная область “Технология”. Это интегративная образовательная область, синтезирующая научные знания и призванная решать такие важные задачи, как приобретение учащимися общетрудовых, политехнических, специальных знаний и умений, технологической культуры и трудового опыта, создание условий для личностной и общественно значимой реализации уже в школе осваиваемых основ наук, развитие творческих способностей, формирование трудолюбия, готовности к выбору профессии и т.д.
Новым проектом образовательного стандарта для общеобразовательной школы (2000г.) предусмотрено изучение предмета “Трудовое обучение” (девочек) в образовательной области “Технология” с 5 по 9 классы (2 часа в неделю). Новым вариантом не предусмотрено обязательное изучение образовательной области “Технология” на старшей ступени общеобразовательной школы.
Среди различных долгосрочных стратегических программ, определяющих направления развития и модернизацию социальной сферы государства, особое место занимает Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года. Концепция направлена на достижение нового качества образования и предусматривает профильное обучение на старшей ступени и предпрофильное обучение в 9-х классах общеобразовательной школы. Сущность Концепции заключается в создании “системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учётом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования”. Предпрофильная подготовка на второй ступени общего образования предполагает введение элективных курсов по выбору, которые реализуются за счёт школьного компонента учебного плана. В соответствии с изменениями содержания предмета “трудовое обучение (девочек)” возникает проблема разработки программ элективных курсов, учебно-методического и дидактического обеспечения.
Читайте также:
Комплексные системы воздействия при заикании у детей дошкольного возраста
Становлению современного комплексного подхода к преодолению заикания предшествовала разработка ряда различных методов и путей преодоления этого заболевания. Указание на необходимость комплексного воздействия и попытки его применения встречаются уже в трудах отечественных авторов – И. А. Сикорского ...
Методики исследования внимания
В исследовании принимал участие ребенок младшего школьного возраста. Методики «Проставь значки» Цель исследования: определить уровень переключения и распределения внимания. Материал и оборудование: стимульный материал ( прил. 1), карандаш и секундомер. Тестовое задание в методике предназначено для ...
Педагогические условия
возникновения и развития изобразительной деятельности детей раннего возраста
Дети очень рано начинают проявлять интерес к изобразительной деятельности. Их привлекают не только действия с изобразительными материалами, но и результаты этой деятельности. Малыша восхищает след от карандаша, измененная форма пластилина, в них он видит знакомые образы окружающего мира. Активизиру ...