Я-сообщение, содержащее в себе намек на нежелательность поведения, приглашение к его самокоррекции может быть безличным и состоять из двух частей: сообщение о своих чувствах и нейтральное описание того поведения, которым они вызываются, без упоминания имени носителя этого поведения. Например: "Я чувствую раздражение, когда во время моего объяснения разговаривают".
Мягкая коррекция при соблюдении неприкосновенности личности предполагает четырехчастное Я-сообщение:
1) сообщение о своих чувствах;
2) нейтральное описание поведения;
3) объяснение причины такого своего эмоционального состояния;
4) обращение к ученику с просьбой об изменении поведения.
Например: "Я чувствую раздражение, когда ты, Витя, во время моего объяснения постукиваешь карандашом по столу, потому что я отвлекаюсь и теряю мысль. Пожалуйста, не делай этого".
При подаче обратной связи необходимо учитывать возрастные особенности и особенности пола. Так, младшие школьники ждут социального одобрения, а подростки – внимания к себе как к личности. Мальчики, будучи ориентированы на достижения, на решение проблемы, задачи, склонны отождествлять себя с результатом своей деятельности и критику его воспринимают как критику себя лично: я делаю не так, я – неумелый, я – не способный и т.д. Для девочек - главное отношения, потому критические замечания ими могут восприниматься как угрожающие отношениям: я делаю не так, меня не любят, я не нравлюсь. Изменением тона высказывания такое восприятие снимается.
Основное требование к содержанию обратной связи – безооценочность относительно личности. Порой негативные высказывания в адрес личности спрятаны либо в интонацию, либо в смысловые подтексты. Примеры – в ниже следующей таблице.
Высказывания |
Подтекст |
Замена |
Если мы будем медленно петь, мы не закончим к празднику |
Вы поете не так, как надо, вы не можете. Вы не компетентны |
Эта песня – быстрая и веселая. Давайте споем так, чтобы все это почувствовали |
Как ты держишь смычок? |
Ты не так держишь смычок. Ты не умеешь его держать. |
Смычок держат вот так (показ). |
Стоп, давайте красиво… |
Вы поете некрасиво |
Хорошо, давайте еще красивее… |
Ты разве не знаешь, как сделать черную краску? |
Что же ты не знаешь…Ты не компетентен |
Ты ведь знаешь, как сделать черную краску. Вспомни: какую с какой надо смешать? |
Ты почему опоздал на занятия? |
Ты не пришел вовремя. Ты - недисциплинированный |
Что тебе помешало прийти вовремя? |
Куда ты смотришь? |
Ты смотришь не туда. Хорошие дети туда не смотрят |
Все сейчас смотрят туда-то, проконтролируй себя, Наташа |
Вы что, забыли это? Не помните? |
У вас плохая память. Вы – не достаточно способны |
Давайте вспомним. Память у всех хорошая. Нужно только включить ее в работу |
Если ты сейчас не прекратишь это, то ты выйдешь за дверь и обратно вернешься только с папой |
Я тебе угрожаю. Я тобой манипулирую. Ты – плохой. |
Четырехчастное Я-сообщение (см. выше) |
образование парадигма гуманизация
Общение без негативных высказываний в адрес личности – красивое общение. Если педагог общается с воспитанниками красиво, он создает психологически безопасное коммуникативное пространство, в котором актуализируются творческие потенции личности.
Читайте также:
Технолого-экономические аспекты проблемы дистанционного обучения
Отставание России по количеству основного работоспособного населения в возрасте (25 - 60 лет), имеющего высшее образование усугубляется тяжелым положением образования в России вообще и высшего образования - в частности. Возросшее желание многих россиян наталкивается на ограниченные возможности вузо ...
Специфика и содержание молодежного досуга
Досуг – деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой индивид восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе в основном те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности. Раз досуг – деятельность, то ...
Трудности семейного воспитания единственного
ребенка
Можно утверждать, что воспитание единственного сына или единственной дочери гораздо более трудное дело, чем воспитание нескольких детей. Даже в том случае, если семья испытывает некоторые материальные затруднения, нельзя ограничиваться одним ребенком. Единственный ребенок очень скоро становится цен ...