Я-сообщение, содержащее в себе намек на нежелательность поведения, приглашение к его самокоррекции может быть безличным и состоять из двух частей: сообщение о своих чувствах и нейтральное описание того поведения, которым они вызываются, без упоминания имени носителя этого поведения. Например: "Я чувствую раздражение, когда во время моего объяснения разговаривают".
Мягкая коррекция при соблюдении неприкосновенности личности предполагает четырехчастное Я-сообщение:
1) сообщение о своих чувствах;
2) нейтральное описание поведения;
3) объяснение причины такого своего эмоционального состояния;
4) обращение к ученику с просьбой об изменении поведения.
Например: "Я чувствую раздражение, когда ты, Витя, во время моего объяснения постукиваешь карандашом по столу, потому что я отвлекаюсь и теряю мысль. Пожалуйста, не делай этого".
При подаче обратной связи необходимо учитывать возрастные особенности и особенности пола. Так, младшие школьники ждут социального одобрения, а подростки – внимания к себе как к личности. Мальчики, будучи ориентированы на достижения, на решение проблемы, задачи, склонны отождествлять себя с результатом своей деятельности и критику его воспринимают как критику себя лично: я делаю не так, я – неумелый, я – не способный и т.д. Для девочек - главное отношения, потому критические замечания ими могут восприниматься как угрожающие отношениям: я делаю не так, меня не любят, я не нравлюсь. Изменением тона высказывания такое восприятие снимается.
Основное требование к содержанию обратной связи – безооценочность относительно личности. Порой негативные высказывания в адрес личности спрятаны либо в интонацию, либо в смысловые подтексты. Примеры – в ниже следующей таблице.
|
Высказывания |
Подтекст |
Замена |
|
Если мы будем медленно петь, мы не закончим к празднику |
Вы поете не так, как надо, вы не можете. Вы не компетентны |
Эта песня – быстрая и веселая. Давайте споем так, чтобы все это почувствовали |
|
Как ты держишь смычок? |
Ты не так держишь смычок. Ты не умеешь его держать. |
Смычок держат вот так (показ). |
|
Стоп, давайте красиво… |
Вы поете некрасиво |
Хорошо, давайте еще красивее… |
|
Ты разве не знаешь, как сделать черную краску? |
Что же ты не знаешь…Ты не компетентен |
Ты ведь знаешь, как сделать черную краску. Вспомни: какую с какой надо смешать? |
|
Ты почему опоздал на занятия? |
Ты не пришел вовремя. Ты - недисциплинированный |
Что тебе помешало прийти вовремя? |
|
Куда ты смотришь? |
Ты смотришь не туда. Хорошие дети туда не смотрят |
Все сейчас смотрят туда-то, проконтролируй себя, Наташа |
|
Вы что, забыли это? Не помните? |
У вас плохая память. Вы – не достаточно способны |
Давайте вспомним. Память у всех хорошая. Нужно только включить ее в работу |
|
Если ты сейчас не прекратишь это, то ты выйдешь за дверь и обратно вернешься только с папой |
Я тебе угрожаю. Я тобой манипулирую. Ты – плохой. |
Четырехчастное Я-сообщение (см. выше) |
образование парадигма гуманизация
Общение без негативных высказываний в адрес личности – красивое общение. Если педагог общается с воспитанниками красиво, он создает психологически безопасное коммуникативное пространство, в котором актуализируются творческие потенции личности.
Читайте также:
Внедрение инновационных технологий в образовательное учреждение
Наступивший XXI век будет, прежде всего, веком инновационных стратегий, конкурентной борьбы, когда выживание предприятий и организаций, их развитие будет определяться уровнем инновационной деятельности, тем, насколько реализуемые инновационные процессы будут динамичны, экономичны, результативны. Ра ...
Анализ результатов исследования
На первом этапе экспериментального исследования для определения особенностей мышления у детей 5–6 лет с нормой в психическом развитии были использованы тестовые параметры: 1. 4-ый лишний – выбор 2. 4-ый лишний – аргумент 3. зрительные аналогии – выбор 4. зрительные аналогии – аргумент 5. процесс кл ...
Сущность понятия «развивающая среда»
В отечественной педагогике и психологии термин «среда» появился в 20-е годы, когда достаточно часто употреблялись понятия «педагогика среды» (С. Т. Шацкий), «общественная среда ребенка» (П. П. Блонский), «окружающая среда» (А. С. Макаренко). В целом ряде исследований последовательно и обстоятельно ...