Содержание современного образования

Современное образование » Содержание современного образования

Страница 5

Я-сообщение, содержащее в себе намек на нежелательность поведения, приглашение к его самокоррекции может быть безличным и состоять из двух частей: сообщение о своих чувствах и нейтральное описание того поведения, которым они вызываются, без упоминания имени носителя этого поведения. Например: "Я чувствую раздражение, когда во время моего объяснения разговаривают".

Мягкая коррекция при соблюдении неприкосновенности личности предполагает четырехчастное Я-сообщение:

1) сообщение о своих чувствах;

2) нейтральное описание поведения;

3) объяснение причины такого своего эмоционального состояния;

4) обращение к ученику с просьбой об изменении поведения.

Например: "Я чувствую раздражение, когда ты, Витя, во время моего объяснения постукиваешь карандашом по столу, потому что я отвлекаюсь и теряю мысль. Пожалуйста, не делай этого".

При подаче обратной связи необходимо учитывать возрастные особенности и особенности пола. Так, младшие школьники ждут социального одобрения, а подростки – внимания к себе как к личности. Мальчики, будучи ориентированы на достижения, на решение проблемы, задачи, склонны отождествлять себя с результатом своей деятельности и критику его воспринимают как критику себя лично: я делаю не так, я – неумелый, я – не способный и т.д. Для девочек - главное отношения, потому критические замечания ими могут восприниматься как угрожающие отношениям: я делаю не так, меня не любят, я не нравлюсь. Изменением тона высказывания такое восприятие снимается.

Основное требование к содержанию обратной связи – безооценочность относительно личности. Порой негативные высказывания в адрес личности спрятаны либо в интонацию, либо в смысловые подтексты. Примеры – в ниже следующей таблице.

Высказывания

Подтекст

Замена

Если мы будем медленно петь, мы не закончим к празднику

Вы поете не так, как надо, вы не можете. Вы не компетентны

Эта песня – быстрая и веселая. Давайте споем так, чтобы все это почувствовали

Как ты держишь смычок?

Ты не так держишь смычок. Ты не умеешь его держать.

Смычок держат вот так (показ).

Стоп, давайте красиво…

Вы поете некрасиво

Хорошо, давайте еще красивее…

Ты разве не знаешь, как сделать черную краску?

Что же ты не знаешь…Ты не компетентен

Ты ведь знаешь, как сделать черную краску. Вспомни: какую с какой надо смешать?

Ты почему опоздал на занятия?

Ты не пришел вовремя. Ты - недисциплинированный

Что тебе помешало прийти вовремя?

Куда ты смотришь?

Ты смотришь не туда. Хорошие дети туда не смотрят

Все сейчас смотрят туда-то, проконтролируй себя, Наташа

Вы что, забыли это? Не помните?

У вас плохая память. Вы – не достаточно способны

Давайте вспомним. Память у всех хорошая. Нужно только включить ее в работу

Если ты сейчас не прекратишь это, то ты выйдешь за дверь и обратно вернешься только с папой

Я тебе угрожаю. Я тобой манипулирую. Ты – плохой.

Четырехчастное Я-сообщение (см. выше)

образование парадигма гуманизация

Общение без негативных высказываний в адрес личности – красивое общение. Если педагог общается с воспитанниками красиво, он создает психологически безопасное коммуникативное пространство, в котором актуализируются творческие потенции личности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Читайте также:

Особенности внимания в младшем школьном возрасте
Внимание – это психический процесс, обязательно присутствующий при познании детьми окружающего мира и проявляется, обычно, в сосредоточенности и направленности психики на конкретных объектах. Из потока информации, которая непрерывно идёт из окружающего их мира, лишь благодаря работе внимания дети в ...

Контроль знаний учащихся 10-го класса по темам "Алкены" и "Алкины"
1 вариант – облегченный; 2 вариант – средний уровень; 3 вариант – усложненный. Контрольная работа 1 задание 1вариант. Чему равно число изомерных алкенов состава С5Н10? Составьте их формулы и назовите их. 2вариант. Составьте формулы изомеров для предложенного вещества, назовите их, укажите типы изом ...

Содержание и методика опытной работы по развитию активного словаря детей третьего года жизни посредством игрушки
Цель работы: подбор эффективных форм использования игрушки для развития активного словаря детей третьего года жизни. Развивающая программа была направлена на работу с детьми, в исследовании приняло участие и 20 детей (экспериментальная группа). Экспериментальное обучение состояло из системы занятий ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru