Основным средством гуманизации образования выступает его гуманитаризация. Два ее аспекта:
наращивание в СО знаний о человеке, человечности, выделение гуманитарного аспекта во всех учебных предметах;
улучшение качества преподавания гуманитарных предметов (преодоление сциентистского подхода) и гуманизация преподавания негуманитарных предметов: через их содержание также можно формировать ценностные ориентации, творческую мотивацию (за любыми теориями – их творцы, драма идей).
На смену информационным технологиям приходят личностно-ориентированные; развивающие задатки способностей, раскрепощающие творческий потенциал. Пример такой технологии – технология педагогических мастерских (7).
Родина технологии - Франция, где в 20-е годы возникло движение ЖФЭН - французская группа нового образования (qroupe francais education nouvelle).У истоков движения стояли знаменитые психологи: А. Валлон, Ж.Пиаже и др. Основная идея – де-марш (Дема́рш (фр. démarche) — дипломатическое выступление правительства или дипломатических органов одного государства перед правительством другого государства. Демарш может содержать просьбу, протест, предостережение и т. п. и быть выражен в письменной или устной форме.
В бытовом смысле — выпад; неожиданный, резкий поступок. Примером политического демарша может служить проводившийся в разное время многими странами Бойкот Олимпийских игр), движение в обход. Традиционно учитель оказывает прямое воздействие: учит, оценивает, сравнивает. Мастер работает наравне с детьми: не учит, не оценивает, не сравнивает. Он специально организует развивающее пространство, в котором нет давления на интеллект, но содержится все необходимое для движения ученика от личного опыта к самостоятельному открытию знания. Этот поиск мастер тщательно продумывает, опираясь на ряд принципов.
1.Все способны, все могут. Неудача же - явление временное, рефлексия по поводу которого открывает новые горизонты. Ж.Ж. Руссо писал: ”Мы не знаем, чем нам быть позволит наша природа, ни один из нас не измерил расстояние, которое может быть между одним человеком и другим”.
Если считать, что могут не все, то это значит - убить в себе учителя. Так врач умирает во враче, когда он начинает делить больных на тех, кого стоит лечить и кого не стоит.
2.Учитель равен ученику
И в рамках традиционных технологий аксиоматично утверждение: учитель остается учителем, пока учится - повышает свою квалификацию, обновляет фонд профессиональных знаний. В понимании же педагогов ЖФЭН учитель равен ученику, потому что учится на каждом занятии: наравне с учениками работает и представляет свои работы. Согласно этому принципу мастер не реагирует на тех, кто “выпадает” из процесса: он ведь равен ученику и не может назидать, указывать, то есть общаться по вертикали, сверху вниз.
3.Важен не результат, а процесс.
В сороковые годы прошлого века американские психологи В. Лоуэнфельд и Л. Менделович, исследовавшие детское изобразительное творчество, заявили: дети до 10-11 лет больше ориентированы на процесс, чем на результат.
Интересно, что умерший задолго до этого великий австрийский поэт Райнер Мария Рильке (1875-1926) написал стихотворение, в котором предвосхитил выводы ученых.
Будь как ребенок,
который мчится по празднику жизни,
где каждое дуновение ветра
осыпает его цветами-подарками,
а он легко стряхивает их с развевающихся волос.
Вместо того, чтобы собрать
и сохранить эти цветы,
он занимает руки иначе:
подставляет навстречу юным,
счастливым годам,
и время струится
сквозь его тонкие пальцы .
(литературный перевод Гаврилиной Л.К.)
Время детской жизни - это время движения по пути развития. Ребенок хочет ощущать это движение. Каждый день (час, миг!) должен быть полно прожит и изжит. Цветы-подарки - образ результата, которым ребенок пренебрегает, поглощенный процессом.
Сегодня, особенно в художественной педагогике, признается абсолютная ценность процесса и относительная ценность результата. Последний ценен лишь в сравнении с предыдущим - разница, приращение служит основанием для педагогического прогноза, для построения индивидуальной траектории творческого развития.
Ребенок и истинно творческий человек всегда в процессе: поиска средств для выражения своих замыслов. Поэтому мастер не торопится отвечать на вопросы - важнее их задать. Необходимую информацию мастер выдает малыми дозами, когда в ней возникнет необходимость.
Читайте также:
Формы проявления нарушений поведения
Девиантное поведение подразделяется на две большие категории. Во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии. Во-вторых, это поведение антисоциальное, нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно правовы ...
Описание фрагментов воспитательных занятий
Знания детей о нравственных нормах, полученные на занятиях, во время экскурсий, из собственных жизненных наблюдений, нередко бывают разрозненными и неполными. Для обобщения знаний о нравственности я провожу беседы по разнообразной тематике. Это беседы о товариществе и дружбе, о честности, трудолюби ...
Задания для обучения разговорной диалогической эвенской речи учащихся 2
класса на уроках эвенского языка
Для развития диалогической речи русскоязычных учащихся – большое значение имеют требование, т.е. задание. Чтобы решать вопросы привития учащимся начальных классов хотя бы элементарных навыков повседневного общения на якутском языке, нужно знать, какие же особенности отличают разговорную диалогическ ...