Содержание современного образования

Современное образование » Содержание современного образования

Страница 3

4. Безооценочность. Мастер не хвалит, не ругает. В его лексиконе нет слова “молодец”. Он дает ученикам безоценочную обратную связь. И такое общение - психологически тонкое, горизонтальное, в пристройке” рядом”. Ведь даже похвала, не говоря уж о критике, отрицательной оценке, - всегда “сверху”: хвалит тот, кто умнее, выше, компетентнее. Мастер может поблагодарить за собственную точку зрения, выразить свои чувства- обрадоваться , восхититься, удивиться, а может просто “отзеркалить “ высказывание или чувства ученика. Любая форма безооценочной обратной связи выступает как форма психологической поддержки: у ученика возникает ощущение пребывания в центре внимания мастера.

Поскольку внешнего оценочного давления нет, в ходе мастерской у учащихся быстрее формируется самооценка. Она может изменяться, подвергаться самокоррекции. Не связанные ожиданием оценки, а, значит, не пребывающие в сосредоточении на себе (как я выгляжу со стороны?), дети учатся настраиваться на другого человека: на его мысль, на его чувства. Они учатся диалогу, принятию иного мнения, а через это - и принятию иного человека без посягательств на его целостность.

Следовать принципу безооценочности удается лишь конгруэнтным учителям. К. Роджерс, лидер гуманистической психологии, понимал под конгруэнтностью способность быть самим собой во взаимоотношениях с людьми, способность к межличностному, а не ролевому взаимодействию. Конгруэнтный человек целостен: он и чувствует, и осознает свои чувства, и искренне сообщает о них, беря на себя ответственность за происходящее с ним.

Конгруэнтность учителя сегодня следует признать профессионально значимым качеством, обеспечивающим экологическую чистоту педагогического взаимодействия.

Следующий принцип мастерских также требует этого качества.

5. Не навреди - основной принцип мастерских, интегрирующий в себе все предыдущие.

Навредить можно:

любыми манипуляциями;

оценками в адрес личности;

любой формой отрицательной обратной связи по поводу результата;

навешиванием ярлыков;

навязыванием своих предпочтений.

Поэтому мастера осторожны с домашними заданиями: родители могут “навредить”, т.е. подсказать, ”как лучше” - в их понимании, а, значит, нарушить границы личности, проявить неуважение к ее субъектности.

Итак, в мастерской царит атмосфера открытости, доброжелательности, сотворчества.

В мастерскую не играют. Ее проживают, погружаясь в нее по четкому алгоритму.

1.Индукция (наведение)- создание эмоционального настроя, обращение к чувствам каждого, создание личного отношения к предмету обсуждения. Индуктор - слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок и т.д. Это - все, что может вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, вопросов.

2.Самоконструкция-индивидуальное создание текста, рисунка, проекта, гипотезы и т.п.

3.Социоконструкция - построение этих элементов группой

4.Социализация - все, что сделано индивидуально, должно быть обнародовано, обсуждено, подано всем, все мнения услышаны, все гипотезы рассмотрены

5.Афиширование - вывешивание или зачитывание вслух индивидуальных работ в аудитории и ознакомление с ними - все ходят, читают, смотрят, обсуждают.

6.Разрыв - внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания - новому, своих прежних ценностей - новому пониманию. Это - внутриличностный конфликт, побуждающий к углублению в проблему (сверке нового знания с литературным или научным источником) или переооценке ценностей, выходу на новый уровень личностного развития.

7.Рефлексия - отражение чувств, возникших в ходе мастерской

Рефлексия - это осознание учеником себя в собственной деятельности, это анализ учеником осуществлённой им деятельности, это обобщение чувств, возникших в мастерской, это отражение достижений собственной мысли, собственного мироощущения)

Детализируя план мастерской, мастер работает с большим объемом информации: нужно предусмотреть множество “подсказок”, в которых возникнет необходимость, проделывается огромная работа, чтобы в ходе мастерской оставаться в тени.

В порядке иллюстрации (и только: не может идти речь о дидактическом потенциале приводимой мастерской)- алгоритм мастерской, которая была сконструирован и прожита участниками психолого-педагогического семинара, педагогами-экологами.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Читайте также:

Обучение ОРУ в движении
Этот способ отличается тем, что упражнения выполняются без остановки в движении на одной из сторон зала, по диагонали и т.д. В первом случае упражнения выполняются в колонне по одному во время движения в обход или по кругу (в основном на уроках спортивных игр и легкой атлетики). При проведении упра ...

Этапы работы с видеотекстами и их задачи. Типы заданий для каждого из этапов
Использование видеозаписей на уроках способствует индивидуализации обучения и развитию мотивированности речевой деятельности обучаемых. При использовании видеофильмов на уроках иностранного языка развиваются два вида мотивации: самомотивация, когда фильм интересен сам по себе, и мотивация, которая ...

Контрольный эксперимент, сопоставление результатов контрольной и экспериментальной группы
Для проверки эффективности разработанной методики использования дидактических игр для развития интеллектуальных способностей дошкольников мы провели контрольный эксперимент. Данные формирующего эксперимента показали, что после целенаправленного применения дидактических игр уровень интеллекта в эксп ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru