История социальной работы со слабослышащими детьми в России

Страница 2

Согласно данным истории социальной работы выделяется два типа социально-педагогической классификации детей с недостатками слуха:

классификации, в которых дифференциации подвергается только одна категория детей - глухие с вербальным слухом, глухие с тональным слухом и пр.;

классификации, в которых делается попытка охватить две и более категории детей - ранооглохшие, позднооглохшие, тугоухие, глухие от рождения и пр.

Практика работы с детьми с нарушениями слуха давала повод специалистам вести поиски критериев разграничения учащихся в разных направлениях, при этом из наблюдений, которые накапливались в процессе социально-педагогической деятельности, не всегда делались правильные выводы. Из обычных и естественных фактов разной степени успешности обучения делались неадекватные выводы об особой одаренности одних детей и о наличии интеллектуальной недостаточности у других. В результате ошибочной оценки реальных особенностей развития детей с недостатками слуха в основу комплектования школ были положены два независимых один от другого критерия - степень слуховой недостаточности и природная одаренность, - что приводило к совместному обучению тугоухих и одаренных глухонемых. Это в корне противоречило действительным задачам обучения и не могло служить успешному обучению и развитию детей.

Решение психолого-педагогической проблемы - выделите из состава детей с недостатками слуха категории слабослышащих - стало возможным на основе реализации концепции Л.С. Выготского о сложной структуре дефекта и его последствий вообще и положений об особенностях развития аномального ребенка в условиях парциального дефекта одного из анализаторов [35, с.108]. Им было предложено различать первичные и вторичные дефекты в развитии аномальных детей.

Для социальной работы важно то, что в работах Л.С. Выготского проводится мысль о решающей роли общения, в первую очередь речевого, в формировании личности ребенка. В связи с этим нарушение словесного общения с широкой социальной средой, возникшее в результате речевого недоразвития слабослышащего, первично обусловленного частичным нарушением слуха, следуя концепции Л.С. Выготского, может быть охарактеризовано как главная причина аномального развития.

Социально-психолого-педагогические исследования, объединенные одной целью - найти научное обоснование для построения специального процесса для системы социальной помощи детям с различными аномалиями, развивались в двух направлениях:

Изучение закономерностей развития и процессов компенсации дефекта у - аномальных детей.

Разработка классификации аномальных детей в целях построения научно обоснованного дифференцированного их обучения и воспитания [37, с.288].

Для рациональной организации системы социальной помощи и обучения детей с нарушением слуха было необходимо их разграничение на основе научно обоснованных критериев. Решающая роль в выделении категории слабослышащих из состава детей с недостатками слуха на научной основе и в понимании особенностей их развития, которое определило принципы построения адекватного социально-педагогического процесса, принадлежала психолого-педагогической классификации Р.М. Боскис. Под ее руководством в 30-40-е гг. в НИИ дефектологии АПН РСФСР (сегодня это Институт коррекционной педагогики РАО) было начато глубокое и всестороннее изучение слабослышащих детей. В основу этой работы были положены психологическая концепция аномального развития детей, выдвинутая Л.С. Выготским, а также фундаментальные теоретические положения, определяющие взаимосвязь слуха и речи в развитии ребенка, сформулированные в результате многостороннего изучения большого числа детей с недостатками слуха.

Страницы: 1 2 3 4 5


Читайте также:

Сущность понятия «развивающая среда»
В отечественной педагогике и психологии термин «среда» появился в 20-е годы, когда достаточно часто употреблялись понятия «педагогика среды» (С. Т. Шацкий), «общественная среда ребенка» (П. П. Блонский), «окружающая среда» (А. С. Макаренко). В целом ряде исследований последовательно и обстоятельно ...

Методы организации обучения с применением персонального компьютера
В практике обучения могут применяться четыре основных метода обучения: объяснительно-иллюстративный репродуктивный проблемный исследовательский Учитывая, что первый метод не предусматривает наличия обратной связи между учеником и системой обучения, его использование в системах с использованием ПК б ...

Средства педагогического общения
Еще одной важной характеристикой общения являются средства общения, которые можно представить как способы передачи информации и выражения отношений между партнерами в процессе их взаимодействия (А.А. Лобанов).М.И. Лисина считает, что средства общения это "… те операции, с помощью которых кажды ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru