История социальной работы со слабослышащими детьми в России

Страница 2

Согласно данным истории социальной работы выделяется два типа социально-педагогической классификации детей с недостатками слуха:

классификации, в которых дифференциации подвергается только одна категория детей - глухие с вербальным слухом, глухие с тональным слухом и пр.;

классификации, в которых делается попытка охватить две и более категории детей - ранооглохшие, позднооглохшие, тугоухие, глухие от рождения и пр.

Практика работы с детьми с нарушениями слуха давала повод специалистам вести поиски критериев разграничения учащихся в разных направлениях, при этом из наблюдений, которые накапливались в процессе социально-педагогической деятельности, не всегда делались правильные выводы. Из обычных и естественных фактов разной степени успешности обучения делались неадекватные выводы об особой одаренности одних детей и о наличии интеллектуальной недостаточности у других. В результате ошибочной оценки реальных особенностей развития детей с недостатками слуха в основу комплектования школ были положены два независимых один от другого критерия - степень слуховой недостаточности и природная одаренность, - что приводило к совместному обучению тугоухих и одаренных глухонемых. Это в корне противоречило действительным задачам обучения и не могло служить успешному обучению и развитию детей.

Решение психолого-педагогической проблемы - выделите из состава детей с недостатками слуха категории слабослышащих - стало возможным на основе реализации концепции Л.С. Выготского о сложной структуре дефекта и его последствий вообще и положений об особенностях развития аномального ребенка в условиях парциального дефекта одного из анализаторов [35, с.108]. Им было предложено различать первичные и вторичные дефекты в развитии аномальных детей.

Для социальной работы важно то, что в работах Л.С. Выготского проводится мысль о решающей роли общения, в первую очередь речевого, в формировании личности ребенка. В связи с этим нарушение словесного общения с широкой социальной средой, возникшее в результате речевого недоразвития слабослышащего, первично обусловленного частичным нарушением слуха, следуя концепции Л.С. Выготского, может быть охарактеризовано как главная причина аномального развития.

Социально-психолого-педагогические исследования, объединенные одной целью - найти научное обоснование для построения специального процесса для системы социальной помощи детям с различными аномалиями, развивались в двух направлениях:

Изучение закономерностей развития и процессов компенсации дефекта у - аномальных детей.

Разработка классификации аномальных детей в целях построения научно обоснованного дифференцированного их обучения и воспитания [37, с.288].

Для рациональной организации системы социальной помощи и обучения детей с нарушением слуха было необходимо их разграничение на основе научно обоснованных критериев. Решающая роль в выделении категории слабослышащих из состава детей с недостатками слуха на научной основе и в понимании особенностей их развития, которое определило принципы построения адекватного социально-педагогического процесса, принадлежала психолого-педагогической классификации Р.М. Боскис. Под ее руководством в 30-40-е гг. в НИИ дефектологии АПН РСФСР (сегодня это Институт коррекционной педагогики РАО) было начато глубокое и всестороннее изучение слабослышащих детей. В основу этой работы были положены психологическая концепция аномального развития детей, выдвинутая Л.С. Выготским, а также фундаментальные теоретические положения, определяющие взаимосвязь слуха и речи в развитии ребенка, сформулированные в результате многостороннего изучения большого числа детей с недостатками слуха.

Страницы: 1 2 3 4 5


Читайте также:

Экспериментальная проверка знаний и умений учащихся
Экспериментальная проверка результатов обучения может быть индивидуальной (работа учащегося у демонстрационного стола, выполнение практической контрольной работы по всем вариантам класса) или фронтальной (практическое занятие по экспериментальному решению задач, когда проверяются не только знания, ...

Особенности изучения темы "Непредельные углеводороды" на уроках химии
В задачу изучения раздела "Непредельные углеводороды" входит закрепление на новом материале основных положений теории строения и рассмотрение понятий о кратных связях между атомами углерода и обусловливаемых ими химических свойствах органических соединений. Учащиеся узнают о новых типах х ...

Эффективность проведённой работы по результатам диагностики уровня воспитанности детей
Экспертная оценка уровня воспитанности детей. (Методика Н.П. Капустиной) 1-высокий уровень воспитанности; 2 – хороший уровень воспитанности; 3 – средний уровень воспитанности; 4-низкий уровень воспитанности. Вывод: Проведенный тест показывает, что уровень воспитанности детей, вследствие проведённых ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru