История социальной работы со слабослышащими детьми в России

Страница 2

Согласно данным истории социальной работы выделяется два типа социально-педагогической классификации детей с недостатками слуха:

классификации, в которых дифференциации подвергается только одна категория детей - глухие с вербальным слухом, глухие с тональным слухом и пр.;

классификации, в которых делается попытка охватить две и более категории детей - ранооглохшие, позднооглохшие, тугоухие, глухие от рождения и пр.

Практика работы с детьми с нарушениями слуха давала повод специалистам вести поиски критериев разграничения учащихся в разных направлениях, при этом из наблюдений, которые накапливались в процессе социально-педагогической деятельности, не всегда делались правильные выводы. Из обычных и естественных фактов разной степени успешности обучения делались неадекватные выводы об особой одаренности одних детей и о наличии интеллектуальной недостаточности у других. В результате ошибочной оценки реальных особенностей развития детей с недостатками слуха в основу комплектования школ были положены два независимых один от другого критерия - степень слуховой недостаточности и природная одаренность, - что приводило к совместному обучению тугоухих и одаренных глухонемых. Это в корне противоречило действительным задачам обучения и не могло служить успешному обучению и развитию детей.

Решение психолого-педагогической проблемы - выделите из состава детей с недостатками слуха категории слабослышащих - стало возможным на основе реализации концепции Л.С. Выготского о сложной структуре дефекта и его последствий вообще и положений об особенностях развития аномального ребенка в условиях парциального дефекта одного из анализаторов [35, с.108]. Им было предложено различать первичные и вторичные дефекты в развитии аномальных детей.

Для социальной работы важно то, что в работах Л.С. Выготского проводится мысль о решающей роли общения, в первую очередь речевого, в формировании личности ребенка. В связи с этим нарушение словесного общения с широкой социальной средой, возникшее в результате речевого недоразвития слабослышащего, первично обусловленного частичным нарушением слуха, следуя концепции Л.С. Выготского, может быть охарактеризовано как главная причина аномального развития.

Социально-психолого-педагогические исследования, объединенные одной целью - найти научное обоснование для построения специального процесса для системы социальной помощи детям с различными аномалиями, развивались в двух направлениях:

Изучение закономерностей развития и процессов компенсации дефекта у - аномальных детей.

Разработка классификации аномальных детей в целях построения научно обоснованного дифференцированного их обучения и воспитания [37, с.288].

Для рациональной организации системы социальной помощи и обучения детей с нарушением слуха было необходимо их разграничение на основе научно обоснованных критериев. Решающая роль в выделении категории слабослышащих из состава детей с недостатками слуха на научной основе и в понимании особенностей их развития, которое определило принципы построения адекватного социально-педагогического процесса, принадлежала психолого-педагогической классификации Р.М. Боскис. Под ее руководством в 30-40-е гг. в НИИ дефектологии АПН РСФСР (сегодня это Институт коррекционной педагогики РАО) было начато глубокое и всестороннее изучение слабослышащих детей. В основу этой работы были положены психологическая концепция аномального развития детей, выдвинутая Л.С. Выготским, а также фундаментальные теоретические положения, определяющие взаимосвязь слуха и речи в развитии ребенка, сформулированные в результате многостороннего изучения большого числа детей с недостатками слуха.

Страницы: 1 2 3 4 5


Читайте также:

ПК как средство обучения
Последние технические достижения часто находили применение в учебном процессе, и ПК в этом смысле не является исключением. Уже первые опыты применения ПК в учебном процессе показали, что использование вычислительной техники позволяет существенно повысить эффективность процесса обучения, улучшить уч ...

Изучение состояния работы учителей начальных классов
4 «А» класс является экспериментальным, учитель работает по системе развивающего обучения Н.В. Занкова. В своей работе учитель широко использует деятельностные, групповые, проблемные методы обучения. Особенно интересным и эффективным видится метод проектов, применяемый учителем в работе с детьми. У ...

Организационные педагогические основы развития одаренности детей дошкольного возраста
В многочисленных книгах и статьях о развитии одаренности ребенка, публикуемых в последнее время содержится много самых разных методических задач, интересных заданий для развития творческого мышления, памяти, внимания и т.п. Но, как известно серьезный педагогический эффект не могут гарантировать отд ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru