История социальной работы со слабослышащими детьми в России

Страница 3

Слабослышащих детей, имеющих различный уровень речевого развития, в зависимости от степени понижения слуха и от других факторов, в социально-педагогических целях было предложено разделить на две категории - слабослышащие дети, обладающие развитой речью с небольшими ее недостатками и слабослышащие дети с глубоким речевым недоразвитием.

В 1918 г. декретом Правительства России учреждения для детей с недостатками слуха, как и все учреждения для аномальных детей, были включены в общую государственную систему народного образования, обеспечивающую всеобщее обязательное и бесплатное обучение и воспитание, а также социальную адаптацию. Необходимо, однако, отметить, что первоначально основное внимание органов народного образования и общественности было сосредоточено на развертывании сети вспомогательных школ, школ для глухонемых и слепых детей; дифференциации же сети специальных учреждений для детей с недостатками слуха уделялось значительно меньше внимания.

Раздельное обучение тугоухих и позднооглохших от глухих детей началось впервые в г. Москве в 1920 году в Московском Институте для глухонемых в специально созданных для них классах. Методика работы в этих классах по существу была та же, что и в классах для глухонемых детей, программа близкой к программе школ слышащих с более замедленным темпом прохождения. Результаты работы были признаны положительными, и уже с 1921-1922 учебного года тугоухие и позднооглохшие дети при поступлении в институт глухонемых зачислялись в специальные для них классы.

Несмотря на решение Всероссийской конференции по борьбе с детской дефективностью, созванной Наркомпросом РСФСР в 1921 г., об обучении в особых учреждениях тугоухих детей, вопрос о сети школ для них не получил надлежащего оформления, и эти дети зачастую по-прежнему направлялись для обучения либо в школы для глухонемых, либо для умственно отсталых детей [37, с.290]. Осуществление в России всеобуча послужило значительным импульсом к расширению сети школ для слабослышащих.

Переломным в развитии специальной школы для глухих и слабослышащих явился 1938 год. Разработанные программы были рассчитаны на овладение учащимися знаниями в объеме массовой начальной школы и успешной адаптации в общество.

Период 1930-1941 гг. в истории обучения детей с недостатками слуха с полным правом можно считать важнейшим этапом становления системы социальной помощи слабослышащим, так как в процессе осуществления всеобуча глухих и слабослышащих претворялись в жизнь, практически реализовывались идеи дифференцированной адаптации и реабилитации этих детей. Но лишь в послевоенные годы представилась возможность широко развернуть работу в решении проблемы дифференциации аномальных детей в структурном и содержательном оформлении системы учреждений для детей с недостатками слуха, преодолении ошибок комплектования школ для слабослышащих, дальнейшего построения системы социальной помощи детям с нарушениями слуха.

В 70-80-е годы характерные черты социальной работы со слабослышащими детьми определились достаточно четко: соответствующие специфическим требованиям к формированию и коррекции речи, восполнению пробелов в запасе сведений об окружающем мире, обеспечению достаточного уровня развития познавательной деятельности. Содержание социальной работы совершенствовалось также в плане соответствия задачам образования таких детей - организации трудового воспитания, трудовой подготовки, коррекции возможных отклонений в физическом развитии учащихся, адаптации и пр. [32, с.395]. Прогрессивный характер изменений в содержании социальной работы проявился и в том, что принцип дифференцированного подхода получил свою реализацию не только в плане раздельного обучения детей с нарушениями слуха, но и выделении глухих и слабослышащих групп для разработки специальных программ по коррекции, реабилитации и адаптации таких детей.

Страницы: 1 2 3 4 5


Читайте также:

Изучение состояния работы учителей начальных классов
4 «А» класс является экспериментальным, учитель работает по системе развивающего обучения Н.В. Занкова. В своей работе учитель широко использует деятельностные, групповые, проблемные методы обучения. Особенно интересным и эффективным видится метод проектов, применяемый учителем в работе с детьми. У ...

Компетенция ПКНО-5
Компетенция ПКНО-5 – это профессиональная компетенция в образовательной деятельности на начальной ступени общего образования: «готов организовать индивидуальную и совместную учебную деятельность учащихся, основанную на применении развивающих образовательных программ». Под данной компетенцией понима ...

Самостоятельная деятельность школьника в обучении: анализ различных подходов. Структура самостоятельной деятельности
Любая наука ставит своей задачей не только описать и объяснить тот или иной круг явлений или предметов, но и в интересах человека управлять этими явлениями и предметами, и, если нужно, преобразовывать их. Управлять и тем более преобразовывать явления можно только тогда, когда они достаточно описаны ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru