Положения основных теорий социальной работы со слабослышащими детьми можно сформулировать следующим образом:
Социально-педагогический процесс должен быть ориентирован на широкое социальное воздействие, формирование личности слабослышащего.
Успешная социальная адаптация может проходить только вкупе со специальной системой обучения слабослышащих языку, которое является решающим средством преодоления аномального хода развития учащихся.
Широкая речевая практика служит залогом успешной социальной адаптации слабослышащих детей.
В социальной работе со слабослышащими детьми должна присутствовать систематическая работа по уточнению, коррекции, активизации самостоятельно приобретаемых навыков, должны создаваться условия для расширения возможностей обогащения опыта вне занятий.
Социально-педагогический процесс слабослышащих должен строиться и основе максимального использования учебно-познавательной, предметно-практической, игровой, трудовой деятельности, учитывая и бытовые нужды.
Социально-педагогический процесс строится с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
В 80-е - 90-е годы значительно расширились исследования, направленные на общедидактическое и методическое обеспечение социальной работы со слабослышащими детьми.
В настоящее время Министерство образования РФ ведет работу по созданию стандарта образования слабослышащих и позднооглохших детей [43, с.40]. К числу актуальных и разноаспектных проблем специального обучения слабослышащих следует отнести проблему их интегрированного обучения (в массовых общеобразовательных школах).
Весьма острыми в настоящее время являются проблемы совершенствования профессиональной адаптации лиц с недостатками слуха. Продолжающиеся научные исследования в области социальной помощи способствуют как совершенствованию системы обучения слабослышащих, так и их последующей социальной реабилитации и интеграции в обществе.
Здесь необходимо отметить, что сегодня в России специальные образовательные учреждения делятся на коррекционные (компенсирующие) учреждения дошкольного образования; коррекционные образовательные учреждения; коррекционные учреждения начального профессионального образования. Также в некоторых учреждениях общего образования существуют специальные классы и группы.
В целом, система специальных (коррекционных) учреждений делятся на 8 видов. Коррекционное учреждение II вида создается для обучения и воспитания слабослышащих детей (имеющих частичную потерю слуха и различную степень недоразвития речи) и позднооглохших детей (оглохших в дошкольном или школьном возрасте, но сохранивших самостоятельную речь), всестороннего их развития на основе формирования словесной речи, подготовки к свободному речевому общению на слуховой и слухо-зрительной основе. Обучение слабослышащих детей имеет коррекционную направленность, способствующую преодолению отклонений в развитии.
Таким образом, анализ и синтез материалов исследования позволяет сделать следующие выводы:
В нашей стране глухие и слабослышащие на протяжении нескольких веков рассматриваются как страта, автономная социальная группа, имеющая свои особые социокультурные отличия и требующая особых условий организации жизнедеятельности.
Развертывание системы учреждений для лиц с недостатками слуха на основе психолого-педагогической классификации Р.М. Боскис.
Читайте также:
Принципы воспитания
Принципы воспитания - исходное положение. Отражающие закономерности процесса воспитания. Следуя им, воспитатели ищут пути решения сложных конкретных задач воспитания, закономерности процесса обучения, или принципы дидактики с позиции которой управляется познавательная деятельность учащихся, должны ...
Методика проведения формирующего эксперимента
В ходе констатирующего эксперимента были зафиксированы данные, которые стали исходными для нашего формирующего эксперимента. Главная цель на этом этапе - проверка эффективности применения дидактических игр для развития интеллектуальных способностей дошкольников. При поиске оптимальных методов и сре ...
Общая
характеристика мышления
Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет обобщенное и опосредованное отражение действительности в ее существенных свойствах и закономерных связях и отношениях. Мышление человека можно также понимать как творческое преобразование имеющихся в памяти представлений и образов. ...