Вместе с тем вопросы выбора профессии и определения путей образования представляют трудную задачу, как для самих учащихся, так и для их родителей. Советы последних часто не соответствуют реальным потребностям различных областей народного хозяйства в кадрах. Не всегда родители знают и объективно оценивают интересы и способности детей. Желания родителей и профессиональные намерения школьников во многих случаях не совпадают. Все это вызывает необходимость организации специальной работы с родителями, направленной на оказание помощи семье в подготовке детей к труду и выбору профессии. При проведении профориентационной работы встает вопрос о престиже профессий среди самих родителей, который часто приобретает первостепенное значение. В задачи семьи также входит предупреждение случайного выбора профессии подростком, когда профессия выбирается без учета особенностей и способностей ребенка. Как известно, в случайном выборе профессии в значительной мере заложены причины текучести кадров на предприятиях из-за неудовлетворенности человека своей профессией и работой.
В связи с этим, было проведено анкетирование (Приложение 3) среди родителей, с целью выявления отношения родителей к профильному обучению и его влияния на будущую профессию учащегося:
· Знают, что такое профильное обучение – 90%
· Считают, что профильное обучение необходимо – 90%
· Понимают связь профильного обучения с будущей профессией – 72%
· Затрудняются назвать положительные стороны профильного обучения – 18%
· Видят положительные стороны профильного обучения в возможности глубже познать будущую профессию - 82%
· Не видят отличий между профильной и предпрофильной подготовкой – 71%
· Знают о праве выбора ребенка выбирать профиль, не только в своей школе – 77%
· Желают, чтобы ребенок проходил профильное обучение:
- в другом учебном заведении – 4%
- в своей школе – 45%
- не имеет значения – 18%
- в МУК №4 – 33%
II
Исходя из первой части исследования и выявленных проблем, следует определить цель и задачи предпрофильной подготовки.
Цель:
Выявление индивидуальных способностей, интересов, склонностей и формирование представлений о мире профессий и характере труда.
Задачи:
- Формирование общей готовности учащихся к самоопределению;
- Активизация проблемы выбора профессии;
- Выявление интересов, склонностей учащихся, направленности личности, профессиональных первичных намерений;
- Уточнение соответствия выбранной профессии своим склонностям и особенностям;
- Расширение представлений учащихся о мире профессий и их особенностях;
- Информирование учащихся о профессиональных средних и высших учебных заведениях города Красноярска и рынке труда.
Основные направления работы:
1. Диагностика индивидуальных особенностей учащихся;
2. Групповое и индивидуальное консультирование учащихся по результатам диагностики;
3. Проведение профориентационных игр и тренингов;
4. Анкетирования родителей на предмет информированности о профильном обучении;
5. Организация и проведение родительского собрания.
По окончании работы предполагаются следующие результаты:
- Сформировать осознанные представления о мире труда и профессий у учащихся;
- Сформировать знания рынка образовательных услуг;
- Сформировать умение выбирать возможные пути профессионального образования;
- Сформировать умение составлять личный профессиональный план;
- Сформировать умение соотносить свои личные качества с требованиями, которые предъявляет профессия.
За время работы было проведено:
1. Тестирования, выявляющие индивидуальные особенности учеников:
· Диагностика межличностных отношений Т. Лири;
· Исследование познавательных интересов в связи с задачами профориентации;
· Карта самооценивания склонностей;
· Тесты на выявление типа акцентуаций (опросник Леонгарда-Шмишека, МПДО, ПДО);
· Оценка коммуникативных и организаторских склонностей в процессе первичной профконсультации;
· «Опросник профессиональных склонностей» Л. Йовайши (модификация Г. Резапкиной);
· опросник «Профиль», в основе которого лежит «Карта интересов» А. Голомшток;
· опросник типа мышления учащихся (модиф. П. Ржичан);
· «Опросник профессиональных предпочтений» (методика Голанда);
· Самооценка и уровень притязаний;
Читайте также:
Потенциал применения мультимедиа-технологий в образовании
Применение мультимедиа-технологий способно вывести учебный процесс на новый качественный уровень, позволяя изучать объект или явление в различных условиях, формировать красочный, объемный образ, развивать логическое мышление и активизировать тем самым креативный подход к обучению. Мультимедиа как с ...
Классификация игр и их влияние на развитие
психических процессов дошкольников
В работе дошкольных учреждений большое место занимают дидактические игры. Они используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Выполняя функцию средства обучения, дидактическая игра может служить составной частью занятия. Она помогает усваиванию, закреплению знаний, овладению способ ...
Задания для обучения разговорной диалогической эвенской речи учащихся 2
класса на уроках эвенского языка
Для развития диалогической речи русскоязычных учащихся – большое значение имеют требование, т.е. задание. Чтобы решать вопросы привития учащимся начальных классов хотя бы элементарных навыков повседневного общения на якутском языке, нужно знать, какие же особенности отличают разговорную диалогическ ...