Вместе с тем вопросы выбора профессии и определения путей образования представляют трудную задачу, как для самих учащихся, так и для их родителей. Советы последних часто не соответствуют реальным потребностям различных областей народного хозяйства в кадрах. Не всегда родители знают и объективно оценивают интересы и способности детей. Желания родителей и профессиональные намерения школьников во многих случаях не совпадают. Все это вызывает необходимость организации специальной работы с родителями, направленной на оказание помощи семье в подготовке детей к труду и выбору профессии. При проведении профориентационной работы встает вопрос о престиже профессий среди самих родителей, который часто приобретает первостепенное значение. В задачи семьи также входит предупреждение случайного выбора профессии подростком, когда профессия выбирается без учета особенностей и способностей ребенка. Как известно, в случайном выборе профессии в значительной мере заложены причины текучести кадров на предприятиях из-за неудовлетворенности человека своей профессией и работой.
В связи с этим, было проведено анкетирование (Приложение 3) среди родителей, с целью выявления отношения родителей к профильному обучению и его влияния на будущую профессию учащегося:
· Знают, что такое профильное обучение – 90%
· Считают, что профильное обучение необходимо – 90%
· Понимают связь профильного обучения с будущей профессией – 72%
· Затрудняются назвать положительные стороны профильного обучения – 18%
· Видят положительные стороны профильного обучения в возможности глубже познать будущую профессию - 82%
· Не видят отличий между профильной и предпрофильной подготовкой – 71%
· Знают о праве выбора ребенка выбирать профиль, не только в своей школе – 77%
· Желают, чтобы ребенок проходил профильное обучение:
- в другом учебном заведении – 4%
- в своей школе – 45%
- не имеет значения – 18%
- в МУК №4 – 33%
II
Исходя из первой части исследования и выявленных проблем, следует определить цель и задачи предпрофильной подготовки.
Цель:
Выявление индивидуальных способностей, интересов, склонностей и формирование представлений о мире профессий и характере труда.
Задачи:
- Формирование общей готовности учащихся к самоопределению;
- Активизация проблемы выбора профессии;
- Выявление интересов, склонностей учащихся, направленности личности, профессиональных первичных намерений;
- Уточнение соответствия выбранной профессии своим склонностям и особенностям;
- Расширение представлений учащихся о мире профессий и их особенностях;
- Информирование учащихся о профессиональных средних и высших учебных заведениях города Красноярска и рынке труда.
Основные направления работы:
1. Диагностика индивидуальных особенностей учащихся;
2. Групповое и индивидуальное консультирование учащихся по результатам диагностики;
3. Проведение профориентационных игр и тренингов;
4. Анкетирования родителей на предмет информированности о профильном обучении;
5. Организация и проведение родительского собрания.
По окончании работы предполагаются следующие результаты:
- Сформировать осознанные представления о мире труда и профессий у учащихся;
- Сформировать знания рынка образовательных услуг;
- Сформировать умение выбирать возможные пути профессионального образования;
- Сформировать умение составлять личный профессиональный план;
- Сформировать умение соотносить свои личные качества с требованиями, которые предъявляет профессия.
За время работы было проведено:
1. Тестирования, выявляющие индивидуальные особенности учеников:
· Диагностика межличностных отношений Т. Лири;
· Исследование познавательных интересов в связи с задачами профориентации;
· Карта самооценивания склонностей;
· Тесты на выявление типа акцентуаций (опросник Леонгарда-Шмишека, МПДО, ПДО);
· Оценка коммуникативных и организаторских склонностей в процессе первичной профконсультации;
· «Опросник профессиональных склонностей» Л. Йовайши (модификация Г. Резапкиной);
· опросник «Профиль», в основе которого лежит «Карта интересов» А. Голомшток;
· опросник типа мышления учащихся (модиф. П. Ржичан);
· «Опросник профессиональных предпочтений» (методика Голанда);
· Самооценка и уровень притязаний;
Читайте также:
Основные направления изучения линии уравнений в школьном
курсе алгебры
Уравнение как общематематическое понятие многоаспектно. Можно выделить главные области возникновения и функционирования понятия "уравнение" как: средства решения текстовых задач; особого рода формулы, служащей в алгебре объектом изучения; формулы, которой косвенно определяются числа или к ...
Обоснование процесса
формирования познавательного интереса младших школьников в педагогической науке
Среди многих проблем, направленных на совершенствование процесса обучения, проблема формирования познавательных интересов является довольно значимой. Она служит отысканию таких путей обучения, которые привлекали бы к себе учащихся. Интерес приводит в активное состояние как внешние, так и внутренние ...
Компетенция учредителя ДДТ
6.1 В компетенцию Учредителя ДДТ входят: 6.1.1 создание, реорганизация и ликвидация ДДТ; 6.1.2 обеспечение соблюдения нормативов и показателей условий образовательной деятельности, зафиксированных в Лицензии ДДТ; 6.1.3 назначение и освобождение от должности директора ДЦТ, поощрение и наложение взыс ...