Организация помощи российским студентам в Европе в 1920-1939 гг

Современное образование » Организация помощи российским студентам в Европе в 1920-1939 гг

Страница 4

В июне 1921 года русские студенты, находящиеся в военных лагерях в Торне, на Острове-Ломжинском и в Пикулицах образовали студенческие организации, которые затем вошли в Союз русских студентов в количестве 75 человек (т.е. в полном составе). Союз русских студентов в Польше состоял из 300 членов, 173 из них являлись учащимися вузов. Из этих 173 только 26 человек получали ежемесячную стипендию в 60 франков, которой хватало только на ежедневный скромный обед. Из-за плохого питания почти все члены Союза страдали острым малокровием и легко поддавались всевозможным заболеваниям. Работы, даже самой тяжелой, не хватало. Только около 5% членов Союза имели постоянную работу. Показательно, что большинство студентов на летние каникулы 1925 г. уехало на заработок, и лишь 3% - на отдых, по приглашению лиц, отозвавшихся на призыв Союза.283

Положение осложнялось тем, что российским студентам как не польским подданным был закрыт доступ в профессиональные союзы, защищавшие своих членов от произвола работодателей. Вместе с тем журнал "Студенческие годы" информирует, что большая часть польского общества старается помочь русским беженцам (и местные власти, и польские вузы).

В 1925 году СРС в Польше насчитывает 164 члена. Из них только 80 являются студентами различных ВУЗов Варшавы.

Академическая работа в 1925 году, по сравнению с прошлыми годами, дала хорошие результаты. Почти все студенты сдали зачеты и практические работы; пять человек окончили вузы, имелось 6 "абсольвентов" и двое окончили ранее. Все это - в условиях материальной необеспеченности. Союз смог изыскать средства лишь на оплату экзаменов, практических работ и платы за правоучение. Эти средства составляют 66% всех поступлений, и были изысканы только благодаря энергии членов Союза. 34% поступило от "Русского попечительского Комитета", в виде стипендий Парижского Земгора. Они получались для 27 членов Союза в размере 25 злотых. И были совершенно недостаточными.

На годичном общем собрании Союза 31 мая 1925 г. были избраны почетными членами Союза М.М. Федоров и М.Э. Шмидт. Переизбрано Правление: председателем стал А.В. Игнатюк, секретарем - И.В. Величко.

Очень активно действовали студенческие организации в Чехословакии. Как вспоминал первый ученый секретарь Русского Юридического факультета Н.Н. Алексеев: "Прага оказалась интеллектуальным центром русского рассеянья, где сосредоточились, можно сказать, "сливки" русской противоболыпевистской эмиграции, и политической и ученой".

Чехословацкое правительство поначалу не жалело средств на "русскую акцию". В 1921 году ассигнования составили 10 млн. крон, а в 1927 году уже более 300 млн. крон. При условии падения или перерождения советской власти это давало шанс реализовать "стратегическую цель" всей акции, которая уже под конец была в официальном документе МИД сформулирована так: "Эти лица .(пользующиеся поддержкой) должны были после возвращения в восстановленную Россию пропагандировать ЧСР в культурном и экономическом плане, а суммы, затраченные правительством ЧСР, должны были быть возмещены призывом чешской интеллигенции в Россию ., а также размещением русских государственных заказов в чехословацкой промышленности, которая пользовалась бы приоритетом по сравнению с промышленностью других стран".

Во главе помощи студентам в Чехословакии стоял "Комитет по обеспечению образования русских студентов в Чехословакии", в который входят три представителя студенчества с правом решающего голоса. Для более тесной связи Комитета с Правительством и согласования его действий с пожеланиями последнего, в Комитет входил правительственный чиновник, заведовавший хозяйственным отделом Комитета. Общее руководство административным отделом находилось в руках профессора В.Д. Варенова.

К 15 октября в Прагу прибыло большое число русских студентов в надежде поступить в ВУЗ и получить помощь от Комитета. Но Правительство ЧСР, содержавшее в этот период 2049 русских и 203 чешских студентов не могло увеличить число стипендий; в результате вновь прибывшие 150 человек оказались в тяжелом положении.

В результате хлопот СРС их освободили от платы за обучение, нашли средства на имматрикуляцию. 75 студентов из числа нуждающихся получили бесплатное питание от и свыше 50 - от Земгора; от РОКК было получено 100 свитеров, 12 студентов еженедельно получали обмундирование в Европейской Студенческой Помощи, Земгором было обещано помещение. Таким образом, все русские студенты в Праге смогли поступить в высшую школу, получая помощь от указанных организаций.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Читайте также:

Анализ и оценка результатов формирования познавательного интереса школьников в учебной и внеучебной деятельности по литературному чтению
На контрольном этапе эксперимента (апрель 2013 г.) было проведено повторное диагностирование в экспериментальном и контрольном классах. Для определения уровня сформированности познавательного интереса были использованы те же методики, что и на констатирующем этапе эксперимента. Обработанные результ ...

Педагогические условия возникновения и развития изобразительной деятельности детей раннего возраста
Дети очень рано начинают проявлять интерес к изобразительной деятельности. Их привлекают не только действия с изобразительными материалами, но и результаты этой деятельности. Малыша восхищает след от карандаша, измененная форма пластилина, в них он видит знакомые образы окружающего мира. Активизиру ...

Особенности организации деловой игры
Игровое обучение отличается от других педагогических технологий тем, что игра: -хорошо известная, привычная и любимая форма деятельности для человека любого возраста. -одно из наиболее эффективных средств активизации, вовлекающее участников в игровую деятельность за счет содержательной природы само ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru