Организация помощи российским студентам в Европе в 1920-1939 гг

Современное образование » Организация помощи российским студентам в Европе в 1920-1939 гг

Страница 4

В июне 1921 года русские студенты, находящиеся в военных лагерях в Торне, на Острове-Ломжинском и в Пикулицах образовали студенческие организации, которые затем вошли в Союз русских студентов в количестве 75 человек (т.е. в полном составе). Союз русских студентов в Польше состоял из 300 членов, 173 из них являлись учащимися вузов. Из этих 173 только 26 человек получали ежемесячную стипендию в 60 франков, которой хватало только на ежедневный скромный обед. Из-за плохого питания почти все члены Союза страдали острым малокровием и легко поддавались всевозможным заболеваниям. Работы, даже самой тяжелой, не хватало. Только около 5% членов Союза имели постоянную работу. Показательно, что большинство студентов на летние каникулы 1925 г. уехало на заработок, и лишь 3% - на отдых, по приглашению лиц, отозвавшихся на призыв Союза.283

Положение осложнялось тем, что российским студентам как не польским подданным был закрыт доступ в профессиональные союзы, защищавшие своих членов от произвола работодателей. Вместе с тем журнал "Студенческие годы" информирует, что большая часть польского общества старается помочь русским беженцам (и местные власти, и польские вузы).

В 1925 году СРС в Польше насчитывает 164 члена. Из них только 80 являются студентами различных ВУЗов Варшавы.

Академическая работа в 1925 году, по сравнению с прошлыми годами, дала хорошие результаты. Почти все студенты сдали зачеты и практические работы; пять человек окончили вузы, имелось 6 "абсольвентов" и двое окончили ранее. Все это - в условиях материальной необеспеченности. Союз смог изыскать средства лишь на оплату экзаменов, практических работ и платы за правоучение. Эти средства составляют 66% всех поступлений, и были изысканы только благодаря энергии членов Союза. 34% поступило от "Русского попечительского Комитета", в виде стипендий Парижского Земгора. Они получались для 27 членов Союза в размере 25 злотых. И были совершенно недостаточными.

На годичном общем собрании Союза 31 мая 1925 г. были избраны почетными членами Союза М.М. Федоров и М.Э. Шмидт. Переизбрано Правление: председателем стал А.В. Игнатюк, секретарем - И.В. Величко.

Очень активно действовали студенческие организации в Чехословакии. Как вспоминал первый ученый секретарь Русского Юридического факультета Н.Н. Алексеев: "Прага оказалась интеллектуальным центром русского рассеянья, где сосредоточились, можно сказать, "сливки" русской противоболыпевистской эмиграции, и политической и ученой".

Чехословацкое правительство поначалу не жалело средств на "русскую акцию". В 1921 году ассигнования составили 10 млн. крон, а в 1927 году уже более 300 млн. крон. При условии падения или перерождения советской власти это давало шанс реализовать "стратегическую цель" всей акции, которая уже под конец была в официальном документе МИД сформулирована так: "Эти лица .(пользующиеся поддержкой) должны были после возвращения в восстановленную Россию пропагандировать ЧСР в культурном и экономическом плане, а суммы, затраченные правительством ЧСР, должны были быть возмещены призывом чешской интеллигенции в Россию ., а также размещением русских государственных заказов в чехословацкой промышленности, которая пользовалась бы приоритетом по сравнению с промышленностью других стран".

Во главе помощи студентам в Чехословакии стоял "Комитет по обеспечению образования русских студентов в Чехословакии", в который входят три представителя студенчества с правом решающего голоса. Для более тесной связи Комитета с Правительством и согласования его действий с пожеланиями последнего, в Комитет входил правительственный чиновник, заведовавший хозяйственным отделом Комитета. Общее руководство административным отделом находилось в руках профессора В.Д. Варенова.

К 15 октября в Прагу прибыло большое число русских студентов в надежде поступить в ВУЗ и получить помощь от Комитета. Но Правительство ЧСР, содержавшее в этот период 2049 русских и 203 чешских студентов не могло увеличить число стипендий; в результате вновь прибывшие 150 человек оказались в тяжелом положении.

В результате хлопот СРС их освободили от платы за обучение, нашли средства на имматрикуляцию. 75 студентов из числа нуждающихся получили бесплатное питание от и свыше 50 - от Земгора; от РОКК было получено 100 свитеров, 12 студентов еженедельно получали обмундирование в Европейской Студенческой Помощи, Земгором было обещано помещение. Таким образом, все русские студенты в Праге смогли поступить в высшую школу, получая помощь от указанных организаций.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Читайте также:

Реализация Национального Проекта «Образование»
Реализация ПНПО в РФ Приоритетный национальный проект "Образование" призван ускорить модернизацию российского образования, результатом которой станет достижение современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям. В нацпроекте зал ...

Сущность принципа толерантности и его значение при формировании личности
Результаты проведенных многочисленных исследований свидетельствуют о том, что толерантность, к сожалению, не является целевой установкой воспитания подрастающего поколения. Несмотря на то, что не отрицается ее значимость, педагоги не предпринимают целенаправленных действий по формированию толерантн ...

Анализ опубликованного методического опыта
Как никакие другие, русские сказки дают богатый материал для развития творческих способностей, познавательной активности, для самораскрытия личности. Сказки вызывают особый интерес у детей. В равной степени привлекательны для них и развитие действия, сопряженное с борьбой светлых и темных сил, и чу ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru