В нашей работе по решению проблем педагогической запущенности учитываем одну из форм совместной деятельности субъектов педагогического процесса это психолого-педагогический консилиум, смысл которой в обсуждении и принятии конкретных предложений по возникшей педагогической проблеме, задаче или осложнениях в ходе учебно-воспитательного процесса.
Деятельность психолого-педагогического консилиума осуществляется в следующих направлениях:
ü организация и проведение комплексного изучения личности «особого» ребенка с использованием диагностических методик психологического, педагогического, клини ческого обследования;
ü выявление уровня и особенностей развития познавательной деятельности, памяти, внимания, работоспособности, эмоционально-личностной зрелости, уровня развития речи воспитанников;
ü выявление резервных возможностей ребенка, разработка рекомендаций воспитателям (учителям) и другим специалистам для обеспечения индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания;
ü выбор дифференцированных педагогических условий, не обходимых для коррекции недостатков развития и для ор ганизации коррекционно-развивающего процесса;
ü выбор оптимальных для развития ребёнка образовательных программ, соответствующих его готовности к обучению в зависимости от состояния его здоровья, индивидуальных особенностей его развития, адаптивности к ближайшему окружению;
ü выработка коллективных обоснованных рекомендаций по основным направлениям коррекционно-развивающей работы;
ü обеспечение коррекционной направленности образовательного процесса;
ü формирование у обучающих адекватной оценки проблем детей;
ü консультативная помощь семье в вопросах коррекционно-развивающего воспитания и обучения;
ü социальная защита ребенка в случаях неблагоприятных условий жизни;
ü профилактика физических, интеллектуальных и психологических перегрузок, эмоциональных срывов, организация лечебно-оздоровительных мероприятий по охране и укреплению соматического и психоневрологического здоровья детей.
Основными функциями психолого-педагогического консилиума являются диагностическая, воспитательная, реабилитационная, методическая (консультационная).
Диагностическая функция предполагает своевременную диагностику отклонений в развитии, а также выявление резервных возможностей развития обучающегося в определении доминанты его развития, потенциальных возможностей, распознавание характера в отклонений его поведений, деятельности и обращений, а также состояние здоровья. Кроме того, психолого-педагогический консилиум отслеживает динамику развития детей с отклонениями в течение всего учебного года, осуществляя промежуточную и итоговую диагностику. В деятельности Консилиума важна не столько квалификация состояния ребенка, сколько определение основных направлений, форм и сроков коррекционно-развивающего процесса.
Воспитательная функция, включает в себя разработку проекта коррекции в виде ряда учебно-воспитательных мер, рекомендуемых педагогам, родителям, учащимся. Эти меры могут иметь лечебный, контролирующий, дисциплинирующий, коррекционный характер.
Реабилитационная функция предполагает защиту интересов ребенка, попавшего в неблагоприятные семейные или учебные воспитательные условия. Смысл семейной реабилитации состоит в повышении статуса ребенка как члена семьи, повышение заинтересованности родителей жизнью и делами ребенка. И преодолении дискомфорта и психологической незащищенности [39,с.16].
Читайте также:
Анализ ОЭР с педагогической запущенности детьми младшего школьного возраста
На основании данных, полученных в ходе первичного исследования, была создана комплексная программа коррекции педагогической запущенности младших школьников. После реализации комплексной программы «Путешествие в страну понимания» нами были проведены повторное диагностическое исследование, где данные ...
Структура ролевых игр
А теперь давайте попытаемся выявить структуру ролевой игры. В структуре ролевой игры принято выделять следующие компоненты: роли, исходная ситуация, ролевые действия. Первый компонент - роли. Роли, которые выполняют учащиеся на уроке, могут быть социальными и межличностными. Первые обусловлены мест ...
Возрастные особенности учащихся 8 классов
Подростковый возраст - это возраст от 10 –11 до 15 лет, что соответствует возрасту учащихся 6-8 классов. Подростковый возраст называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход (от детского к взрослому состоянию, от незрелости к зрелости). В этом смысл ...