Цель и задачи исследования Характеристика состава экспериментальной и контрольной группы

Современное образование » Влияние наглядно-действенного мышления детей младшего дошкольного возраста на их взаимодействие со сверстниками » Цель и задачи исследования Характеристика состава экспериментальной и контрольной группы

Страница 4

Методика и процедура исследования Методы изучения наглядно-действенного мышления детей младшего дошкольного возраста Исследование взаимодействия младших дошкольников со сверстниками

Особенности осуществления наглядно-действенного мышления детей в конструктивной деятельности изучались Н.Н. Поддъяковым и Л.А. Парамоновой. Детям предлагали специально разработанную систему последовательно усложненных задач. Каждая последующая задача не могла быть решена путем прямого переноса той конкретной формы действия, которая использовалась в предыдущей задаче, а требовала поиска новых форм.

Предпосылки этих форм создавались при решении предшествующих задач. Результаты данного эксперимента показали, что дети, у которых поисковая и планирующая деятельность находится на достаточно высоком уровне, основные свои усилия направляли на поиск способов решения задачи и весьма успешно справлялись с ней. Дети, у которых не было пробующих действий, с задачей не справлялись.

Изучение уровня произвольности в общении со сверстниками проводилось при помощи экспериментально-поисковой методики «Лабиринт» (разработанной Е.Е. Кравцовой). Эту методику я выбрала как определяющую, благодаря созданным в ней условиям для возникновения произвольного общения со сверстниками. Условия, заданные методикой,' вынуждали детей вступать в общение для разрешения возникающих конфликтных ситуаций.

Полученные результаты соотносили с шестью типами взаимодействия и сотрудничества, выделенными Е.Е. Кравцовой применительно к этой методике. Указанные шесть типов сотрудничества мы определяли как параметры уровня сформированности произвольности общения младших дошкольников со сверстниками, приняв условно три уровня произвольности общения со сверстниками высокий; средний; низкий.

С учётом указанных выше теоретических положений были определены следующие направления методики констатирующей эксперимент:

Методика «Вырежи фигуры»;

Методика «Лабиринт».

1) Методика «Вырежи фигуры»

Методика предназначается для психодиагностики наглядно-действенного мышления детей в возрасте от 3 до 5 лет. Ее задание состоит в том, чтобы быстро и точно вырезать из бумаги нарисованные на ней фигуры. В шести квадратах, на которые он разделен, изображены различные фигуры. Этот рисунок во время тестирования предлагается ребенку не в целом, а по отдельным квадратам. Для этого экспериментатор предварительно разрезает его на шесть квадратов.

Контуры вырезаемых фигур к методике «Вырежи фигуры».

Ребенок по очереди получает все шесть квадратов с рисунками (порядок их предъявления помечен номерами на самих рисунках), ножницы и задание вырезать все эти фигуры как можно быстрее и точнее. (Первый из квадратов просто разрезается ножницами пополам по горизонтальной линии, прочерченной в нем.)

Оценка результатов

В ходе оценивания полученных результатов в данной методике учитываются время и точность выполнения ребенком задания.

10 баллов — все фигуры вырезаны ребенком не более чем за 3 мин, а контуры вырезанных фигур не более чем на 1 мм отличаются от заданных образцов.

8-9 баллов — все фигуры вырезаны ребенком за время от 3 до 4 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на величину от 1 мм до 2 мм.

6-7 баллов — все фигуры вырезаны ребенком за время от 4 до 5 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на 2-3 мм.

4-5 баллов — все фигуры вырезаны ребенком за время от 5 до 6 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на 3-4 мм.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Читайте также:

Деловая игра «Журналист»
Игровая задача: Впервые встретившись, посетив несколько новых для них мест города, ребята должны были за один день сделать газету. Самостоятельно - от момента первого впечатления до редакторской работы над оригинал-макетом - и все это за семь часов. Отметим сразу: с игровой задачей общими усилиями ...

Реализация модели личностно – ориентированного обучения на уроках информатики
Что нужно для того, чтобы реализовать модель личностно-ориентированного обучения в школе на информатике? Необходимо, во-первых, принять концепцию образовательно­го процесса информатики не как соединение обучения и воспитания, а как развитие индивидуальности, становление способностей, где обу­чение ...

Комментированное чтение как традиционный приём работы на уроках литературы
Термин «комментированное чтение» вошел в литературу вначале как определение приема обучения и получил более широкое истолкование несколько позже, когда некоторые авторы (Г.И. Беленький, М.А. Шнеерсон и др.) вынесли его в оглавление своих исследований, освещающих целостный анализ, в котором существе ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru