Цель и задачи исследования Характеристика состава экспериментальной и контрольной группы

Современное образование » Влияние наглядно-действенного мышления детей младшего дошкольного возраста на их взаимодействие со сверстниками » Цель и задачи исследования Характеристика состава экспериментальной и контрольной группы

Страница 6

группа: Уровень развития сотрудничества её представителей качественно отличается от первой и второй групп уже хотя бы потому, что именно у них впервые возникает действительное взаимоотношение двух партнеров. Однако это взаимодействие носит ситуативный и импульсивно-непосредственный характер. Другими словами, в каждой конкретной ситуации и по поводу каждой машины дети пытаются договориться и согласовать свои действия. В отношении же поисков общего способа решения задачи они беспомощны. Дети находящиеся на этой ступени развития сотрудничества, неоднократно повторяют одни и те же ошибки. Однако именно у них впервые возникает эпизодическое планирование действий и ситуативное предвосхищение их результатов. Подсказка взрослого принимается этими детьми, однако, используется лишь для определенной конкретной ситуации. Дети, находящиеся на этом уровне довольно активно общаются между собой. Часто можно слышать: «Давай я поеду, а потом ты!», «Подожди, не ставь свою машину в гараж, дай мне выехать!».

группа: развитие сотрудничества характеризуется тем, что дети впервые начинают воспринимать ситуацию решения задачи в целом. У детей этого уровня устанавливаются определенные отношения с партнером, сохраняющиеся в течение всего эксперимента. Дети относятся к своему партнеру как к противнику по игре, с которым у них противоположные позиции и интересы. Игра этих детей приобретает характер соревнования. Эти дети внимательно следят за действиями партнера, соотносят с ними свои действия, планируют последовательность действий и предвосхищают результат. Подсказки взрослого воспринимаются адекватно, как наведение на сложившийся способ решения сложившейся задачи. Однако, эти дети довольно часто повторяют одни и те же ошибки. Условно мы называем этот уровень кооперативно-соревновательным. Обращение детей друг к другу напоминает обычное общение во время игры по правилам, построенной по принципу « Кто первый?». Высказывания детей обычно носят характер оценки своего положения и положения своего партнера. Например: «У меня уже две машины в гараже, а у тебя одна!», «Если я тебя пропущу, ты опять меня обгонишь, и тогда я проиграю!». Следует иметь в виду, что задача опередить партнера и поставить машины в гараж экспериментатором не ставилась.

V группа: поведение детей характеризуется возникновением подлинного сотрудничества и партнерства в ситуации решения обшей задачи. На этом уровне уже нет соревновательных отношений между детьми. Они подсказывают друг другу, сопереживают успехам партнера. У детей обнаруживаются способность к совместному планированию действий и предвосхищение результатов не только своих собственных действий, но и действий партнера. Однако такое «планирование за двоих» носит ситуативный характер, т.е. дети заново планируют свои действия в каждой конкретной предметной ситуации. Эти дети не повторяют грубых ошибок, но заранее не пытаются избежать возникновения тупиковых ситуаций на доске. Подсказка взрослого адекватно принимается этими детьми. Однако се использование также является ситуативным. Дети, отнесенные к пятому уровню развития общения со сверстниками, в отличие от предыдущего уровня, активно сопереживают своему партнеру. Часто можно слышать: «Смотри, как я везу. Делай так же! Видишь, у меня уже две машинки в гараже!», «Давай я отвезу свою машину в сторону, а ты скорее провози свои машины!» и т.п.

VI группа: демонстрирует наиболее высокий из всех типов сотрудничества детей. Показывающие этот уровень дети с самого начала относятся к задаче, стоящей перед обоими партнерами в игре, как к совместной, общей. Эти дети сразу же, не дотрагиваясь до машинок, начинают совместно искать общий способ решения задачи. Они планируют «стратегию» проведения машинок, составляют общий план своих действий и действий партнера. Дети, находящиеся на этом уровне сотрудничества, не повторяют своих ошибок. В подсказках взрослого дети этой группы, как правило, не нуждаются. Общение детей этого уровня развития трудно зафиксировать, так как во многом оно носи ло свернутый характер. Обычно кто-то из детей говорит: «Давай сначала отвезем твои машинки, а потом мои», а потом они вместе обсуждают конкретные способы проведения машин.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Читайте также:

Этапы формирования государственной политики развития образования в России
Образование в древней Руси На Руси учебные заведения именовались училищами: слово школа вошло в обиход начиная с XIV века. Уже в первой половине XI века нам известны дворцовая школа князя Владимира в Киеве и школа, основанная Ярославом Мудрым в Новгороде в 1030 году. Содержание образования, как и в ...

Семья как фактор воспитания
Первое, что характеризует семью как фактор воспитания, - это ее воспитательная среда, в которой естественно организуется жизнь и деятельность ребенка. Известно, что человек уже с младенческого возраста развивается как существо социальное, для которого среда является не только условием, но и источни ...

Становление интеллектуальной культуры в обществе
История человеческой цивилизации свидетельствует о том, что общество всегда нуждалось и нуждается в людях, которые концентрируют в себе высокий интеллектуальный и творческий потенциал, неординарные аналитические способности. Они необходимы как эталон, как высший показатель, к которому следует стрем ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru