Занимательный материал по басням

Страница 4

Я вижу, есть ещё слабее нас звери». (Бабрий)

Сравни басни: чем они похожи и чем отличаются? (Обрати внимание на их фабулу и мораль.)

Прочитай басню древнегреческого поэта Бабрия вслух.

Обрати внимание на отступы в строках. Читая, делай паузу на месте отступа. Эта пауза отражает несуществующий знак препинания и придаёт тексту стройность, изящность.

Проверь себя:

Чтобы сравнить фабулы басен, к каждому предложению первого текста подбери строки из второго. И посмотри, чем они похожи и чем отличаются.

Древнегреческий баснописец Эзоп в конце текста говорит, в чём заключается мораль басни (человеку легче переносить невзгоды, когда он видит, что и другому приходится нелегко). Поэт Бабрий предлагает читателю задуматься над моралью.

Выскажи своё мнение.

Часть 3

Карточка №1

Ты, наверное, помнишь, что одним из первых авторов басен был древнегреческий писатель Эзоп. Прочитай одну из басен Эзопа.

Лисица и виноград

Голодная лисица увидела виноградную лозу со свисающими гроздьями и хотела до них добраться, да не смогла; и, уходя прочь, сказала сама себе: «Они ещё зелёные».

Так и у людей: иные не могут добиться успеха по причине того, что сил нет, а винят в этом обстоятельства.

Басню с такой же фабулой рассказали два других автора – Федр и Бабрий. Прочитай их басни, которые называются «Лиса и виноград».

Под лозами лиса, терзаясь голодом,

До виноградных листьев вспрыгнуть силилась,

Но не смогла и, уходя, промолвила:

«Ещё незрел он: не люблю кислятины!»

Кто на словах порочит непосильное,

Своё здесь должен видеть поведение. (Федр)

2. С холма, где виноградные вились лозы,

Свисали гроздья. Видя их налив тёмный,

Не раз старалась хитрая лисапрыгнуть

И дотянуться ртом до их красызрелой,

Которой уж давно пришла порасбора,

Но, утомясь и так и не доставгроздий,

Она ушла, промолвив, чтоб смягчить горе:

«Я вижу, виноград ещё совсемзелен!» (Бабрий)

Сравни тексты басен. Что изменили Федр и Бабрий в басне Эзопа?

Какая басня, на твой взгляд, рисует более яркую картину?

Карточка №2

Вспомним басню Эзопа «Лисица и виноград».

Голодная лисица увидела виноградную лозу со свисающими гроздьями и хотела до них добраться, да не смогла; и, уходя прочь, сказала сама себе: «Они ещё зелёные». Так и у людей: иные не могут добиться успеха по причине того, что сил нет, а винят в этом обстоятельства.

А теперь прочитай ещё две басни с таким же названием.

1. Лисица увидела – висят спелые кисти винограда, и стала прилаживаться, как бы их съесть. Она долго билась, но не могла достать. Чтобы досаду заглушить, она говорит: «Зелёные ещё». (Л. Толстой)

2. Голодная кума Лиса залезла в сад;

В нём винограду кисти рделись.

У кумушки глаза и зубы разгорелись;

А кисти сочные, как яхонты, горят;

Лишь то беда, висят они высоко:

Отколь и как она к ним не зайдёт,

Хоть видит око,

Да зуб неймёт.

Пробившись попусту час целый,

Пошла и говорит с досадою: «Ну что ж!

На взгляд-то он хорош,

Да зелен – ягодки нет зрелой:

Тотчас оскомину набьёшь». (И. Крылов)

Сравни тексты басен: как и для чего изменили басню Эзопа Л. Толстой и И. Крылов? Найди карточку №1. Перед тобой пять вариантов одной басни. Попробуй сравнить их между собой. Посмотри, что помогает понять басню лучше в каждом из вариантов. Выучи наизусть ту басню (или басни), которая тебе больше всего понравилась.

Литературные викторины по басням И.А. Крылова

Ты сер, а я, приятель, сед

Кому из персонажей басен Ивана Андреевича Крылова принадлежат эти слова?

1. «Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Какие пёрушки! какой носок!

И, верно, ангельский быть должен голосок!

Спой, светик, не стыдись!

Что ежели, сестрица,

При красоте такой и петь ты мастерица, –

Ведь ты б у нас была царь-птица!»

2. «Не оставь меня, кум милой!

Дай ты мне собраться с силой

И до вешних только дней

Прокорми и обогрей!»

3. «Ты всё пела? Это дело:

Так пойди же, попляши!»

4. « .Вот то-то мне и духу придаёт,

Что я, совсем без драки,

Могу попасть в большие забияки».

5. «Смотри-ка, – говорит, – кум милый мой!

Что это там за рожа?

Какие у неё ужимки и прыжки!

Я удавилась бы с тоски,

Когда бы на неё хоть чуть была похожа.

А ведь, признайся, есть

Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть:

Я даже их могу по пальцам перечесть».

6. «Чем кумушек считать трудиться,

Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?»

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Читайте также:

Анализ возможностей учебника, учебной программы по литературному чтению для формирования познавательного интереса младших школьников
Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Изучение курса литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целе ...

Методика преодоления темпо – ритмических нарушений
Логопедические занятия, направленные на преодоление темпо-ритмических нарушений мы проводилт по методике В.И.Селиверстова. Эта методика подходит для данных условий, так как рассчитана на лечение заикающихся дошкольников в специальных медицинских учреждениях. Также данная методика рассчитана на срав ...

Расширение представлений о мире профессий и характере труда у старших подростков в условиях межшкольного учебного комбината
Современная социально – экономическая ситуация, растущие информационные потоки и высокотехнологическое производство предъявляют к выпускникам общеобразовательных школ требования к наличию базового уровня образованности, наличию у них универсальных способов действий, ключевых компетенций, высоких ко ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru