Занимательный материал по басням

Страница 3

Карточка №4

Прочитай афганскую сказку.

Поможешь ты – и тебе помогут

Шли осел и лошадь с базара. Так случилось, что осел был навьючен выше головы, а лошадь бежала налегке.

Шли они, шли, прошли полдороги. Устал осел, кряхтит, еле дышит.

– Будь другом, – попросил он лошадь, – помоги мне! Возьми часть груза!

Но лошадь и ухом не повела. Немного погодя осел взмолился:

– Мне уже невмоготу! Помоги!

Но лошадь только ушами прядает.

Дорога пошла в гору. Осел чувствует, что вот-вот упадет, и в третий раз просит лошадь:

– Помоги!

– Ладно, – согласилась лошадь, – кое-что я возьму на себя: ты неси груз, а я, так уж и быть, буду за тебя кряхтеть и отдуваться.

Прошёл осел еще десяток шагов и упал.

– Вставай, вставай, милый! – умолял хозяин, но осел не мог подняться.

Делать нечего, разгрузил хозяин осла и всю поклажу взвалил на лошадь.

Теперь осел бежал налегке, а лошадь кряхтела и отдувалась за двоих . Не зря говорится: в одиночку и порознь – вдвое труднее, вдвоем и вместе – вчетверо легче.

Найди в тексте афганскую пословицу и объясни её. Советуем запомнить эту пословицу. Она может пригодиться, когда ты будешь рассказывать или писать о чём-то.

Проверь себя:

Афганская пословица:

В одиночку и порознь – вдвое труднее, а вдвоём и вместе – вчетверо легче. Эта пословица о том, что дружно, согласованно работать не тяжело, а порознь – трудно.

Подбери к этой афганской пословице русскую, имеющую ту же мысль:

Семеро наваливают – один везёт.

Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось.

Один и дома горюет, а двое и в поле воюют.

Карточка №5

Прочитай афганскую сказку.

Волк-ябедник

Было или не было, однажды тигр, царь зверей, заболел. Насморк! Известно, что от этой болезни не умирают. Но испортилось настроение повелителя, а это смертельно опасно для подданных. Поэтому все звери явились к тигру, чтобы засвидетельствовать ему свою преданность. И только лиса не явилась. Тигр, который в этот день не желал ничего знать, кроме своего носа, вероятно, не заметил бы её отсутствия, если бы не волк.

– О повелитель, – зашептал волк в самое тигриное ухо, – все звери явились, чтобы сказать «будь здоров», едва ты чихнёшь, и только лисы почему-то не видно и не слышно .

Тигр разгневался и приказал доставить ему лису. Лиса об этом, конечно, узнала и сама поскорей прибежала к тигру.

– Рыжая тварь! – зарычал повелитель. – Все звери как звери, пришли пожелать мне здоровья, а ты?!

– Не сердись, о государь, – отвечала лиса. – Я как только узнала о твоём недуге, сразу побежала искать лекарство.

– Ах, так, – смягчился тигр. – И нашла что-нибудь?

– Да! Самое верное средство от насморка спрятано в задней левой пятке нашего волка.

– Неужели? – удивился тигр. – Только смотри: если средство не подействует, страшись.

Но лиса ничуть не страшилась. Ведь насморк – это такая болезнь: лечи её чем угодно, только скорее, а то сама пройдёт.

Через несколько дней идёт лиса по лесу, а навстречу ей волк. На трёх ногах! Тут лиса ему и сказала:

– Запомни, друг мой: ябедник подобен тому, кто плюёт в небо, а потом удивляется – что за роса упала ему на голову.

Найди в тексте афганскую пословицу и объясни её. Советуем запомнить эту пословицу. Она поможет быть остроумным в подходящей ситуации.

Проверь себя:

Афганская пословица:

Ябедник подобен тому, кто плюёт в небо, а потом удивляется – что за роса упала ему на голову.

Эта пословица о том, что неприятность случается с тем, кто делает её другим.

Подбери к этой афганской пословице русскую, имеющую ту же мысль:

Не плюй в колодец: пригодится воды напиться.

Не всякую правду сказывай.

Не рой другому яму: сам в неё попадёшь.

Карточка №6

Прочитай две басни.

Зайцы и лягушки

Поняли зайцы, какие они трусливые, и порешили, что лучше им всем разом утопиться. Пришли они к обрыву над прудом, а лягушки у пруда как заслышали их топанье, так и попрыгали в самую глубь. Увидел это один заяц и сказал остальным: «Давайте не будем топиться: смотрите, и трусливее нас есть твари на свете».

Так и для людей зрелище чужих несчастий служит ободрением в собственных невзгодах. (Эзоп)

Зайцы и лягушки

Была у зайцев дума порешить с жизнью

И утопиться всем зараз в пруду чёрном;

Ведь самые-то слабые они в мире,

И только тем и живы, что быстры в беге.

Вот подошли к широкому они пруду

И видят: перед ними с берегов в воду

Лягушки длинноногие гурьбой скачут.

Остановились зайцы, и один молвил:

«Пойдёмте прочь, нам незачем искать смерти:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Читайте также:

Образование как педагогический процесс. Категориальный аппарат педагогики
Развитие любой области научного знания связано с развитием понятий, которые, с одной стороны, указывают на определенный класс сущностно единых явлений, а с другой — конструируют предмет данной науки. В понятийном аппарате конкретной науки можно выделить одно, центральное, понятие, которое обозначае ...

Методика формирования познавательного интереса младших школьников в учебной и внеучебной деятельности по литературному чтению
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе средней школы №1 города Костаная. В эксперименте принимало участие 26 человек экспериментального 3 «В» класса и 26 человек контрольного 3 «А» класса. Целью эксперимента является проверка эффективности формирования познавательного интереса младших ...

Психолого-педагогические особенности работы с подростками и юношами
Подростковый возраст (пубертатный период) традиционно считается самым сложным в детском развитии. Его называют переходным, «трудным», «опасным возрастом», «возрастом бурь». В этих названиях зафиксирована главная его особенность – переход от детства к взрослости. К подростковому возрасту относят шко ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru