Занимательный материал по басням

Страница 6

Урок построен как игра-путешествие, отвечает возрастным особенностям школьников и позволяет привлечь к его подготовке и заинтересовать значительную часть класса, В игре дети в занимательной форме повторяют особенности басни как жанра, знакомятся с тремя вариантами басни на один и тот же сюжет (причем каждый дается с соответствующим национальным и временным оформлением), а затем переходят к сопоставительному анализу басен Эзопа, Лафонтена и Крылова.

Роль ведущего для облегчения подготовки занятия и осуществления контроля за ходом действия может исполнять сам учитель (или ученик старшего класса). Каждую инсценировку нужно готовить с отдельной группой учащихся, не связывая их до урока между собой, чтобы не утратить детский интерес. Все остальное: оформление, костюмы – самостоятельная творческая работа ребят. Подсказка, как «представить» Эзопа (максимум простоты в костюме: старый плащ-накидка, взлохмаченная шевелюра и т.п.); Лафонтена (завитой парик, жабо, панталоны до колен с бантиками, трость и т.п.); Крылова (простой кафтан, шейный платок-галстук, поднятый воротничок и т.п.).

Тексты басен нужно положить на каждую парту. Можно там же поместить и вопросы, которые будут обсуждаться в ходе анализа: это сделает анализ более эффективным.

Домашнее задание закрепит умения, полученные в ходе урока: сопоставить басни Эзопа, Лафонтена и Крылова «Лиса и Виноград».

Урок начинается с небольшого игрового вступления.

Входит девочка с котом на руках (игрушечным, разумеется), навстречу ей – мальчик. Учитель в момент их обмена репликами перевоплощается: накидывает плащ, надевает шапочку с пером наподобие тирольской, «вооружается» планшетом и биноклем (набор атрибутов может быть и другим). Сначала он будто наблюдает за детьми со стороны, потом подходит к ним поближе и вмешивается в их разговор.

Мальчик. Опять ты со своим котом носишься!

Девочка. Не ношусь, а гуляю. Надо же и ему воздухом дышать.

Мальчик. Мышей ему надо ловить – вот что!

Девочка. У нас нет мышей.

Учитель (подходит). Какой у тебя славный котик! Как его зовут?

Девочка. Васька.

Учитель. Васька! Да он у вас не из Края ли Говорящих Зверей?

Девочка. Нет, мне его подружка подарила на день рождения. Это сын ее кошки Муськи. А что это за Край Говорящих Зверей? Никогда не слышала про такой.

Учитель. Не слышали? Печально, печально. Неужели в наше время у вас нет никакой информации?

Мальчик. Ничего подобного! Только сядь к компьютеру, войди в Интернет – и все у тебя будет на блюдечке!

Учитель. Э, друг мой, вы заблуждаетесь. В компьютере такой информации ни за что не сыскать.

Мальчик. Это почему же? Там всё на свете есть!

Учитель. Всё да не всё. Все, что зафиксировано в научных работах, информационных изданиях, различной литературе, записано и снято на аудио- и видеоматериалах. А то, о чем говорю я, не фиксируется техническими приборами и даже не всегда записывается на бумаге, потому что Воображение и Фантазия так буйны, непредсказуемы, что не поддаются никаким расчетам, и владеют ими только люди, наделенные этим даром от природы. Среди них немало известнейших писателей: Гауф, Перро, Андерсен, Киплинг .

Девочка. Да ведь это все сказочники!

Учитель. Конечно, сказочники, но и не только они. И великие баснописцы тоже: Эзоп, Лафонтен, Крылов . Именно им лучше всего известен Край Говорящих Зверей.

Мальчик. А где же этот край находится?

Учитель. В Стране Басен на континенте Чудес.

Девочка и мальчик (хором). Никогда не слыхали!

Учитель. Не слыхали – не беда. Теперь вот узнали. А басни читали?

(Вопрос может быть обращен ко всему классу.)

Девочка. Конечно, читали! «Стрекоза и Муравей», например, «Слон и Моська», «Мартышка и Очки» .

Мальчик. Еще «Ворона и Лисица».

Учитель. Вот и чудесно! Хотите своими глазами увидеть Край Говорящих Зверей?

Мальчик. Еще бы!

Девочка. А это не опасно?

Мальчик. Что ты! Звери-то не обыкновенные! А как туда попасть?

Учитель. Очень просто. Ведь я служу литературным егерем и постоянно помогаю охотникам за сюжетами – поэтам, писателям и любителям словесности, желающим познать тайны художественного творчества. Чтобы попасть в Край Говорящих Зверей, достаточно выбрать из предложенных вам портретов тех зверей и птиц, которые стали героями басен. (Учащимся даются рисунки или фотографии медведя, лисы, осла, кенгуру, вороны, петуха, жирафа, попугая, фламинго, льва, журавля, дикобраза, обезьяны, панды и т.п. Дети делают выбор). Отлично! Полдела сделано. Теперь осталось объяснить, что такое басня – и мы на месте.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Читайте также:

Опыт использования проектной методики на уроках английского языка в 6 – 7 классах
Интеллектуальное развитие учащихся является одной из главных задач обучения иноязычной культуре в 6 -7 классах. Во всех компонентах УМК практически отсутствуют задания, ориентированные на механическое заучивание и воспроизведение материала. Учебный процесс строится как процесс решения постоянно усл ...

Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» в школьном изучении
Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» почти в течение столетия входит в программу обучения школьников. В настоящее время в школах с русским языком обучения в Кыргызской Республике повесть «Капитанская дочка» изучается по учебнику для восьмого класса Г.И. Беленького, который первоначально был изд ...

Классификация видов самостоятельной работы учащихся
Под самостоятельной работой учащихся мы понимаем такую работу, которая выполняется учащимися по заданию и под контролем учителя, но без непосредственного его участия в ней, в специально предоставленное для этого время. При этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной цели, употребляя ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru