Занимательный материал по басням

Страница 2

Проверь себя:

Тексты похожи фабулами: хищник уговаривает свою добычу подойти поближе, но его замысел раскрывается.

Но главное, чем они похожи – это одинаковое ядрышко-мысль: нельзя верить обещаниям хитрого, коварного человека.

Часть 2

Сообщение учителя:

В тексте, как в орешке, есть скорлупка и ядрышко. Скорлупка – это описание событий, которые происходят с героями текста. Взрослые называют такое описание фабулой.

Ядрышко текста – это мысли и чувства, которыми автор хочет поделиться с читателями. Писатель часто не говорит о них прямо, а прячет мысли и чувства за интересной фабулой. Внимательный читатель сможет их понять, разглядеть за фабулой. И это очень похоже на то, как разгрызают орешек: за скорлупкой находят ядрышко – самое важное.

Помнишь ли ты, в каких текстах мы искали скрытые мысли, щёлкали тексты как орешки?

Это были маленькие тексты – пословицы, а большие – басни, сказки, рассказы. В басне ядрышко (скрытая мысль) называется моралью. Главными героями басен часто бывают звери, растения и даже вещи. Но мораль басен относится к людям. Напомним, что одним из первых придумал басни мудрец из Древней Греции, которого звали Эзоп. Это было очень давно, много столетий назад. Потом некоторые писатели захотели по-своему рассказать истории, придуманные Эзопом.

Карточка №1

Прочитай басню древнеримского поэта Федра и найди в ней слова, выражающие мораль. Обрати внимание на слова «плутни» – проделки, «карою» – наказанием.

Лиса и аист

Не делай зла: иначе, учит басенка,

Тебе твои же плутни будут карою:

Лиса к обеду пригласила аиста

(Гласит молва) и на тарелку плоскую

Похлёбки жидкой налила, которую

Голодному не склюнуть было аисту.

Ответный пир готовя, аист кашею

Кувшин наполнил и, клюв туда просунувши,

Наелся сам, замучив гостью голодом.

И так сказала птица перелетная

Лисе, края кувшина тщетно лижущей:

«Кто дал пример – терпи от тех, кто брал пример».

Проверь себя:

Мораль в этой басне содержится в её первых и последних строках. Ещё лучше мораль можно выразить такой английской пословицей: «Кто зло замышляет, от зла и пострадает».

Карточка №2

Прочитай басню Эзопа.

Муравей и жук

В летнюю пору гулял муравей по пашне и собирал по зёрнышку пшеницу и ячмень, чтобы запастись кормом на зиму. Увидел его жук и посочувствовал, что ему приходится так трудиться даже в такое время года, когда все остальные животные отдыхают от тягот и предаются праздности. Промолчал тогда муравей, но, когда пришла зима и навоз дождями размыло, остался жук голодным и пришёл просить у муравья корму. Сказал муравей: «Эй, жук, кабы ты тогда работал, когда меня трудом попрекал, не пришлось бы тебе сидеть без корму».

Так и люди в достатке не задумываются о будущем, а при перемене обстоятельств терпят жестокие бедствия.

Найди в басне фабулу и мораль. Сравни этот текст с текстом на карточке №3. Чем они похожи и чем отличаются? Вспомни ещё одну басню, известную тебе, которая похожа на эти две.

Проверь себя:

Первая часть басни содержит фабулу, а вторая (три последние строки) – мораль. Эти басни похожи на басню Ивана Андреевича Крылова «Стрекоза и Муравей». Но Крылов написал свою басню намного позже Эзопа и Бабрия. Посмотри, как изменились фабула и мораль басни Эзопа у Бабрия и Крылова.

Словарь: праздность – отдых, развлечения.

Карточка №3

Прочитай басню древнегреческого поэта Бабрия.

Муравей и цикада

Нёс муравей сушить за свой порог зёрна,

Которые он на зиму запас с лета.

Голодная цикада подошла близко

И попросила, чтоб не умереть, корму.

«Но чем же занималась ты, скажи, летом? » –

«Я, не ленясь, всё лето напролёт пела».

Расхохотался муравей и хлеб спрятал:

«Ты летом пела, так зимой пляши в стужу».

(Заботиться важнее о своей пользе,

Чем негой и пирами услаждать душу).

Найди в басне фабулу и мораль.

Сравни этот текст с текстом на карточке №2. Чем они похожи и чем отличаются? Вспомни ещё одну басню, известную тебе, которая похожа на эти две. Перечитай текст. Делай паузы в тех местах, где есть отступ, и тогда ты почувствуешь красоту стиха.

Проверь себя:

Первая часть басни содержит фабулу, а вторая (последние строки в скобках) – мораль. Эти басни похожи на басню Ивана Андреевича Крылова «Стрекоза и Муравей». Посмотри, как изменились фабула и мораль басни Эзопа у Бабрия и Крылова, которые рассказали эту басню по-своему.

Словарь: цикада – насекомое, вредитель растений; есть цикады, которые громко стрекочут, как будто поют. Нега – от слова «нежиться» – отдыхать.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Читайте также:

Первичное восприятие сказки
Сказкотерапия как метод работы с учениками младшей школы Восприятие сказки - сложный процесс активного воссоздания образно-предметного и нравственно-смыслового содержания сказки, как особой литературно-художественной формы, способ освоения ребенком социальной действительности. Восприятие сказки, ка ...

Обучение лексическому аспекту в соответствии с семантико-синтаксическим подходом
В современной науке утвердился системный подход к рассмотрению различных объектов. Система (от греч. зузгеша - целое, составленное из частей; соединение) представляет собой «множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство» (БЭС 199 ...

Конспекты уроков по басням И.А. Крылова
2 класс Урок 1. Тема урока: Иван Андреевич Крылов, «Лебедь, Рак и Щука» Цели урока: Познакомить учащихся с басней И.А. Крылова «Лебедь, Рак и Щука». Способствовать формированию осознанного чтения целыми словами. Развивать речевые умения и творческие способности детей. Ход урока Проверка домашнего з ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru