Современные подходы к определению содержания образовательной программы

Страница 2

1) принцип равенства – мир детства и мир взрослости – совершенно равноправные части (моменты, аспекты) человечества, их «достоинства» и «недостатки» гармонично дополняют друг друга;

2) принцип диалогизма – мир детства, также как и мир взрослости, обладает своим собственным содержанием, представляющим несомненную ценность для мира взрослости – концентрированною духовностью и нравственностью; взаимодействие этих миров должно строиться как диалогичный и целостный учебно-воспитательный процесс, в котором обучение представляет собой движение содержания мира взрослости в мир детства, а воспитание, напротив – движение содержания мира детства в мир взрослости;

3) принцип сосуществования – мир детства и мир взрослости должны поддерживать обоюдный суверенитет, исходить из идеи и невмешательства, ненавязывания друг другу своих ценностей и законов; любая акция одного из этих миров не должна наносит ущерб другому и, прежде всего, мир взрослых должен принять как закон следующее положение: дети не должны страдать от действий взрослых, какими бы побуждениями эти действия не мотивировались;

4) принцип свободы – мир взрослости должен снять все виды контроля с мира детства, предоставить ему полную свободу выбирать свой собственный путь, каким бы этот путь не был, обеспечивая при этом лишь условия сохранения жизни и здоровья детей;

5) принцип соразвития – развитие мира детства – процесс параллельный развитию мира взрослости; аномалией процесса развития является лишь остановка личностного роста как для ребенка, так и для взрослого, то есть любая стагнация учебно-воспитательного процесса; изменение хронологического возраста человека в сочетании с его развитием есть одновременно и его взросление (эффект обучения, приобщения к миру взрослости) и его инфантилизация (эффект воспитания, приобщения к миру детства); цель развития любого человека – прогрессирующая гармонизация в своей личности начал мира взрослости и мира детства;

6) принцип единства – мир детства и мир взрослости не образуют двух разграниченных миров, но составляют единый мир людей; между этими мирами нет какой бы то ни было (возрастной, конвенциональной и т.п.) границы, не перейдя которую человек является ребенком, а перейдя – взрослым;

7) принцип принятия – особенности любого человека должны приниматься другими людьми такими, каковы они есть, безотносительно к каким бы то ни было внешним эталонам, нормам, параметрам и оценкам «взрослости» и «детскости».

Содержание образования в концепции Н.Б. Крыловой [13, с. 98] определяется социокультурным контекстом саморазвития личности, соответственно, компоненты содержания выстраиваются на иных основаниях и включают:

предметное содержание, отвечающее на вопрос чему учить;

субъектное, описывающее кого учить, кого и как понимать в образовательных процессах, какую личность подготовить для взрослой жизни, какого педагога готовить для сферы образования;

технологическое, определяющее средства, приемы, методы, необходимые для достижения поставленной цели;

проблемное, характеризующее проблемное поле саморазвития, т.е. предусматривающее в содержании возможности для самостоятельного

вопроса и ответа, постановки проблемы и ее разрешения, многовекторности поиска и определения оптимального решения;

коммуникативное, отвечающее на вопросы как организовать общение, взаимодействие, взаимопонимание, партнерские отношения, сотворчество, сотрудничество, т.е. как построить и обеспечить многообразие образовательных и воспитывающих общностей – взрослых, детей, взрослых / детей;

культурное, раскрывающее как обеспечить культуросообразность и культуроемкость образования, как организовать культурную и мультикультурную среду образования (и воспитания) [9, с. 35–37].

Образовательная программа выполняет ряд функций, к которым мы относим функции: обучения, введения в культуру (функция встречи с культурой подразумевает осуществление такого характера образовательного процесса, при котором происходит со-прикосновение личности и культуры, их сближение и взаимодействие) и активизации саморазвития (функция активизации саморазвития подразумевает направленность педагогического процесса, предусматриваемого содержанием образовательной программы, на пробуждение и актуализацию процессов саморазвития подростка – «целенаправленного, многоаспектного самоизменения личности, служащего цели ее максимального духовно-нравственного и деятельностно-практического самообогащения и саморазвертывания» (Л.Н. Куликова) [14, с. 156].

Страницы: 1 2 3 4 5


Читайте также:

Методика проведения констатирующего эксперимента
Эффективность применения дидактических игр для развития интеллектуальных способностей дошкольников может быть проверена при проведении педагогического эксперимента. Эксперимент является методом педагогических исследований, это метод познания, с помощью которого в естественных или искусственно созда ...

Правовое воспитание
В широкую сферу нравственного воспитания трудных подростков включается и правовое воспитание. Таких учащихся особое значение имеет реализация принципа неотвратимости наказания. Ни один проступок учащегося не должен пройти мимо внимания педагогического и ученического коллектива. Проводить правовой в ...

Психолого-педагогические основы формирования словаря при использовании игрушки
Игра и игрушка - понятия неразделимые. Игрушка - это предмет, специально созданный для детских игр. Но это не уменьшенная копия реального предмета, а условное его изображение, предельно обобщенный художественный образ. Выразительная форма, подвижность, яркость и условность окраски - все это влечет ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru