Современные подходы к определению содержания образовательной программы

Страница 2

1) принцип равенства – мир детства и мир взрослости – совершенно равноправные части (моменты, аспекты) человечества, их «достоинства» и «недостатки» гармонично дополняют друг друга;

2) принцип диалогизма – мир детства, также как и мир взрослости, обладает своим собственным содержанием, представляющим несомненную ценность для мира взрослости – концентрированною духовностью и нравственностью; взаимодействие этих миров должно строиться как диалогичный и целостный учебно-воспитательный процесс, в котором обучение представляет собой движение содержания мира взрослости в мир детства, а воспитание, напротив – движение содержания мира детства в мир взрослости;

3) принцип сосуществования – мир детства и мир взрослости должны поддерживать обоюдный суверенитет, исходить из идеи и невмешательства, ненавязывания друг другу своих ценностей и законов; любая акция одного из этих миров не должна наносит ущерб другому и, прежде всего, мир взрослых должен принять как закон следующее положение: дети не должны страдать от действий взрослых, какими бы побуждениями эти действия не мотивировались;

4) принцип свободы – мир взрослости должен снять все виды контроля с мира детства, предоставить ему полную свободу выбирать свой собственный путь, каким бы этот путь не был, обеспечивая при этом лишь условия сохранения жизни и здоровья детей;

5) принцип соразвития – развитие мира детства – процесс параллельный развитию мира взрослости; аномалией процесса развития является лишь остановка личностного роста как для ребенка, так и для взрослого, то есть любая стагнация учебно-воспитательного процесса; изменение хронологического возраста человека в сочетании с его развитием есть одновременно и его взросление (эффект обучения, приобщения к миру взрослости) и его инфантилизация (эффект воспитания, приобщения к миру детства); цель развития любого человека – прогрессирующая гармонизация в своей личности начал мира взрослости и мира детства;

6) принцип единства – мир детства и мир взрослости не образуют двух разграниченных миров, но составляют единый мир людей; между этими мирами нет какой бы то ни было (возрастной, конвенциональной и т.п.) границы, не перейдя которую человек является ребенком, а перейдя – взрослым;

7) принцип принятия – особенности любого человека должны приниматься другими людьми такими, каковы они есть, безотносительно к каким бы то ни было внешним эталонам, нормам, параметрам и оценкам «взрослости» и «детскости».

Содержание образования в концепции Н.Б. Крыловой [13, с. 98] определяется социокультурным контекстом саморазвития личности, соответственно, компоненты содержания выстраиваются на иных основаниях и включают:

предметное содержание, отвечающее на вопрос чему учить;

субъектное, описывающее кого учить, кого и как понимать в образовательных процессах, какую личность подготовить для взрослой жизни, какого педагога готовить для сферы образования;

технологическое, определяющее средства, приемы, методы, необходимые для достижения поставленной цели;

проблемное, характеризующее проблемное поле саморазвития, т.е. предусматривающее в содержании возможности для самостоятельного

вопроса и ответа, постановки проблемы и ее разрешения, многовекторности поиска и определения оптимального решения;

коммуникативное, отвечающее на вопросы как организовать общение, взаимодействие, взаимопонимание, партнерские отношения, сотворчество, сотрудничество, т.е. как построить и обеспечить многообразие образовательных и воспитывающих общностей – взрослых, детей, взрослых / детей;

культурное, раскрывающее как обеспечить культуросообразность и культуроемкость образования, как организовать культурную и мультикультурную среду образования (и воспитания) [9, с. 35–37].

Образовательная программа выполняет ряд функций, к которым мы относим функции: обучения, введения в культуру (функция встречи с культурой подразумевает осуществление такого характера образовательного процесса, при котором происходит со-прикосновение личности и культуры, их сближение и взаимодействие) и активизации саморазвития (функция активизации саморазвития подразумевает направленность педагогического процесса, предусматриваемого содержанием образовательной программы, на пробуждение и актуализацию процессов саморазвития подростка – «целенаправленного, многоаспектного самоизменения личности, служащего цели ее максимального духовно-нравственного и деятельностно-практического самообогащения и саморазвертывания» (Л.Н. Куликова) [14, с. 156].

Страницы: 1 2 3 4 5


Читайте также:

Ознакомление с работой воспитателя, помощника воспитателя во вторую половину дня
Подъем детей осуществлялся постепенно, дети просыпались, делали зарядку, затем умывались, и одевались. Воспитатель следит, как дети выполняли все указанные действия, помогала детям одеваться, расчесывала детей и заплетала. Затем воспитатель назначала дежурных детей, они сервировали столы, остальные ...

Методика проведения констатирующего эксперимента
Эффективность применения дидактических игр для развития интеллектуальных способностей дошкольников может быть проверена при проведении педагогического эксперимента. Эксперимент является методом педагогических исследований, это метод познания, с помощью которого в естественных или искусственно созда ...

Социальное воспитание дошкольников
Ещё до того как родители решают отдать ребёнка в дошкольное образовательное учреждение, необходимо начинать ещё дома готовить его к дальнейшей социальной адаптации, так ка в первую очередь на адаптацию ребёнка влияют такие факторы, как общее эмоциональное состояние, состояние здоровья и уровень физ ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru