Современные подходы к определению содержания образовательной программы

Страница 3

Функция «очерчивает» определенный круг деятельности или направлений деятельности. Можно сказать, что она суммирует, синтезирует и на этой основе обозначает общее назначение процесса. В зависимости от типа программ (учебная, досуговая, образовательная) удельный вес функций смещается, изменяется степень их влияния на общий ход педагогического процесса, они способны претерпевать различной степени и характера трансформации.

Функция обучения в образовательной программе предполагает такой уровень и характер усвоения содержания процесса обучения, при котором приобретенное знание отражает факт «личностного приращения» и может быть эффективно использовано личностью для оптимизации взаимоотношений с окружающим континуумом, для самообразования и самоутверждения – необходимых компонентов «умственного производительного труда» (по выражению Д.И. Фельдштейна). Приобретенное таким образом знание опосредует созидание творения и самосозидание творца – личности, обладающей высоким уровнем степеней знаниевой свободы, т.е. свободы, обусловленной значительным знаниевым базисом и стремлением к познанию.

«Образование не есть передача знаний, а есть самостоятельное завоевывание знаний. Истинное образование заключается не в том, чтобы передавать знания, а в том, чтобы содействовать детям в самостоятельном приобретении этих знаний, не в том, чтобы сообщать детям ответы на те вопросы, которые возникают в их душе, а в том, чтобы помогать им самостоятельно добиваться ответов на эти вопросы» [7, с. 125].

Данная функция предполагает такую организацию учебного процесса, целью которого будет являться не накопление знаний, умений, а постоянное обогащение опытом творчества, развитие и активизация механизмов самоорганизации и самореализации личности каждого подростка. Поэтому в программе должны быть предусмотрены необходимые условия для осуществления таких видов деятельности, в которых востребуются творческая, субъектная активность ученика, рефлексия мнений и отношений, выбор позиции и его аргументированность, доказательность принятого решения. Конкретные знания при этом выступают как средство познания и преобразования действительности, а не как конечная цель. Возникает развивающая обучающая среда – «специально организованное пространство для освоения разных видов и форм человеческой деятельности, где ученик овладевает научными знаниями, опытом эмоционально-ценностного отношения к миру вещей и людей, взаимодействия, как бы раскрывает себя миру, с которым внутренне взаимосвязан, не противостоит ему только как «познаватель» [29, с. 73].

Для организации обучения важно, чтобы в программе была предусмотрена деятельность ученика, предполагающая использование различных способов овладения предметным учебным материалом. Другими словами, выбор способа учебной работы должен быть заложен в самом содержании заданий. Как и любая другая деятельность, специально организуемая педагогическими средствами, – выбор ученика сопровождается деятельностью учителя. В его задачи входит создание условий, которые стимулировали бы ученика к использованию и выбору наиболее рациональных, личностно значимых способов, что предполагает (по И.С. Якиманской):

– специальное конструирование учебного материала;

– иллюстрацию учителем возможных вариантов выполнения задания;

– организацию работы учеников, стимулирующую их к использованию разных способов, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;

– разработку методов оценки деятельности ученика;

– создание педагогических ситуаций общения учителя и учащихся, в ходе которых каждый ученик (независимо от его наличных возможностей) может проявить инициативу, творчество, субъектную избирательность в ходе переработки учебного материала.

Таким образом, функция обучения образовательной программы представляется нам функцией, в основе осуществления которой – активная творческая деятельность учеников по освоению, осмыслению и присвоению знаний.

В непосредственной связи с функциями, которые выполняет образовательная программа, находится проблема ее структуры. Структура, по определению из Краткой философской энциклопедии, – это совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность. Уже у И. Канта мы встречаем определение структуры, как «положение и связь частей какого-либо организма, образованного с определенной целью». Непосредственно проблема структуры программы имеет несколько направлений анализа:

Страницы: 1 2 3 4 5


Читайте также:

Традиционные формы работы с родителями
Детский сад и семья - два важных института социализации детей. У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Современные дошкольные учреждения много делают ...

Расширение представлений о мире профессий и характере труда у старших подростков в условиях межшкольного учебного комбината
Современная социально – экономическая ситуация, растущие информационные потоки и высокотехнологическое производство предъявляют к выпускникам общеобразовательных школ требования к наличию базового уровня образованности, наличию у них универсальных способов действий, ключевых компетенций, высоких ко ...

Роль и место раздела «Домашняя экономика» в образовательной области «Технология», 8 класс
«Домашней экономика» - изучается в 8 классе (8 часов). Как известно, первоначальные понятия о домашней экономике учащиеся осваивают в семье, школе, окружающей среде, при выполнении проектов. Семья – это общество в миниатюре, она развивается по тем же экономическим законам, что и общество, а, потому ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru