Современные подходы к определению содержания образовательной программы

Страница 3

Функция «очерчивает» определенный круг деятельности или направлений деятельности. Можно сказать, что она суммирует, синтезирует и на этой основе обозначает общее назначение процесса. В зависимости от типа программ (учебная, досуговая, образовательная) удельный вес функций смещается, изменяется степень их влияния на общий ход педагогического процесса, они способны претерпевать различной степени и характера трансформации.

Функция обучения в образовательной программе предполагает такой уровень и характер усвоения содержания процесса обучения, при котором приобретенное знание отражает факт «личностного приращения» и может быть эффективно использовано личностью для оптимизации взаимоотношений с окружающим континуумом, для самообразования и самоутверждения – необходимых компонентов «умственного производительного труда» (по выражению Д.И. Фельдштейна). Приобретенное таким образом знание опосредует созидание творения и самосозидание творца – личности, обладающей высоким уровнем степеней знаниевой свободы, т.е. свободы, обусловленной значительным знаниевым базисом и стремлением к познанию.

«Образование не есть передача знаний, а есть самостоятельное завоевывание знаний. Истинное образование заключается не в том, чтобы передавать знания, а в том, чтобы содействовать детям в самостоятельном приобретении этих знаний, не в том, чтобы сообщать детям ответы на те вопросы, которые возникают в их душе, а в том, чтобы помогать им самостоятельно добиваться ответов на эти вопросы» [7, с. 125].

Данная функция предполагает такую организацию учебного процесса, целью которого будет являться не накопление знаний, умений, а постоянное обогащение опытом творчества, развитие и активизация механизмов самоорганизации и самореализации личности каждого подростка. Поэтому в программе должны быть предусмотрены необходимые условия для осуществления таких видов деятельности, в которых востребуются творческая, субъектная активность ученика, рефлексия мнений и отношений, выбор позиции и его аргументированность, доказательность принятого решения. Конкретные знания при этом выступают как средство познания и преобразования действительности, а не как конечная цель. Возникает развивающая обучающая среда – «специально организованное пространство для освоения разных видов и форм человеческой деятельности, где ученик овладевает научными знаниями, опытом эмоционально-ценностного отношения к миру вещей и людей, взаимодействия, как бы раскрывает себя миру, с которым внутренне взаимосвязан, не противостоит ему только как «познаватель» [29, с. 73].

Для организации обучения важно, чтобы в программе была предусмотрена деятельность ученика, предполагающая использование различных способов овладения предметным учебным материалом. Другими словами, выбор способа учебной работы должен быть заложен в самом содержании заданий. Как и любая другая деятельность, специально организуемая педагогическими средствами, – выбор ученика сопровождается деятельностью учителя. В его задачи входит создание условий, которые стимулировали бы ученика к использованию и выбору наиболее рациональных, личностно значимых способов, что предполагает (по И.С. Якиманской):

– специальное конструирование учебного материала;

– иллюстрацию учителем возможных вариантов выполнения задания;

– организацию работы учеников, стимулирующую их к использованию разных способов, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;

– разработку методов оценки деятельности ученика;

– создание педагогических ситуаций общения учителя и учащихся, в ходе которых каждый ученик (независимо от его наличных возможностей) может проявить инициативу, творчество, субъектную избирательность в ходе переработки учебного материала.

Таким образом, функция обучения образовательной программы представляется нам функцией, в основе осуществления которой – активная творческая деятельность учеников по освоению, осмыслению и присвоению знаний.

В непосредственной связи с функциями, которые выполняет образовательная программа, находится проблема ее структуры. Структура, по определению из Краткой философской энциклопедии, – это совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность. Уже у И. Канта мы встречаем определение структуры, как «положение и связь частей какого-либо организма, образованного с определенной целью». Непосредственно проблема структуры программы имеет несколько направлений анализа:

Страницы: 1 2 3 4 5


Читайте также:

Комплексные системы воздействия при заикании у детей дошкольного возраста
Становлению современного комплексного подхода к преодолению заикания предшествовала разработка ряда различных методов и путей преодоления этого заболевания. Указание на необходимость комплексного воздействия и попытки его применения встречаются уже в трудах отечественных авторов – И. А. Сикорского ...

Диагностика коммуникативных умений у младших школьников
С целью изучения уровня развития коммуникативных качеств младших школьников нами было проведено исследование на базе школы №2 г. Михайловки в течение учебного года. В эксперименте приняли участие девочки и мальчики 2-го класса, в количестве 20 человек. Исследование проводилось в три этапа. На перво ...

Ознакомление с работой воспитателя, помощника воспитателя в первую половину дня
Я прохожу практику в детском саду в котором сама работаю заведующей, с правилами поведения в дошкольном учреждении я знакома, с инструкцией по организации охраны жизни и здоровья детей в детском саду также знакома. Для прохождения практики я выбрала старшую разновозрастную группу, где воспитывается ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru