Современные подходы к определению содержания образовательной программы

Страница 3

Функция «очерчивает» определенный круг деятельности или направлений деятельности. Можно сказать, что она суммирует, синтезирует и на этой основе обозначает общее назначение процесса. В зависимости от типа программ (учебная, досуговая, образовательная) удельный вес функций смещается, изменяется степень их влияния на общий ход педагогического процесса, они способны претерпевать различной степени и характера трансформации.

Функция обучения в образовательной программе предполагает такой уровень и характер усвоения содержания процесса обучения, при котором приобретенное знание отражает факт «личностного приращения» и может быть эффективно использовано личностью для оптимизации взаимоотношений с окружающим континуумом, для самообразования и самоутверждения – необходимых компонентов «умственного производительного труда» (по выражению Д.И. Фельдштейна). Приобретенное таким образом знание опосредует созидание творения и самосозидание творца – личности, обладающей высоким уровнем степеней знаниевой свободы, т.е. свободы, обусловленной значительным знаниевым базисом и стремлением к познанию.

«Образование не есть передача знаний, а есть самостоятельное завоевывание знаний. Истинное образование заключается не в том, чтобы передавать знания, а в том, чтобы содействовать детям в самостоятельном приобретении этих знаний, не в том, чтобы сообщать детям ответы на те вопросы, которые возникают в их душе, а в том, чтобы помогать им самостоятельно добиваться ответов на эти вопросы» [7, с. 125].

Данная функция предполагает такую организацию учебного процесса, целью которого будет являться не накопление знаний, умений, а постоянное обогащение опытом творчества, развитие и активизация механизмов самоорганизации и самореализации личности каждого подростка. Поэтому в программе должны быть предусмотрены необходимые условия для осуществления таких видов деятельности, в которых востребуются творческая, субъектная активность ученика, рефлексия мнений и отношений, выбор позиции и его аргументированность, доказательность принятого решения. Конкретные знания при этом выступают как средство познания и преобразования действительности, а не как конечная цель. Возникает развивающая обучающая среда – «специально организованное пространство для освоения разных видов и форм человеческой деятельности, где ученик овладевает научными знаниями, опытом эмоционально-ценностного отношения к миру вещей и людей, взаимодействия, как бы раскрывает себя миру, с которым внутренне взаимосвязан, не противостоит ему только как «познаватель» [29, с. 73].

Для организации обучения важно, чтобы в программе была предусмотрена деятельность ученика, предполагающая использование различных способов овладения предметным учебным материалом. Другими словами, выбор способа учебной работы должен быть заложен в самом содержании заданий. Как и любая другая деятельность, специально организуемая педагогическими средствами, – выбор ученика сопровождается деятельностью учителя. В его задачи входит создание условий, которые стимулировали бы ученика к использованию и выбору наиболее рациональных, личностно значимых способов, что предполагает (по И.С. Якиманской):

– специальное конструирование учебного материала;

– иллюстрацию учителем возможных вариантов выполнения задания;

– организацию работы учеников, стимулирующую их к использованию разных способов, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;

– разработку методов оценки деятельности ученика;

– создание педагогических ситуаций общения учителя и учащихся, в ходе которых каждый ученик (независимо от его наличных возможностей) может проявить инициативу, творчество, субъектную избирательность в ходе переработки учебного материала.

Таким образом, функция обучения образовательной программы представляется нам функцией, в основе осуществления которой – активная творческая деятельность учеников по освоению, осмыслению и присвоению знаний.

В непосредственной связи с функциями, которые выполняет образовательная программа, находится проблема ее структуры. Структура, по определению из Краткой философской энциклопедии, – это совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность. Уже у И. Канта мы встречаем определение структуры, как «положение и связь частей какого-либо организма, образованного с определенной целью». Непосредственно проблема структуры программы имеет несколько направлений анализа:

Страницы: 1 2 3 4 5


Читайте также:

Результаты проведения методик
Методика «Проставь значки» Результаты проведения данной методики: уровень переключения и распределения внимания высокий. Выполнил задание с одной ошибкой. Методика «Найди и вычеркни» Результаты проведения данной методики: уровень продуктивности и устойчивости внимания средний. Слишком торопился при ...

Особенности подготовки кадров по профилю технологии социальной работы
Неудивительно, что после официального введения специальности социального работника первыми социальными работниками стали учителя, они же составляют большую часть слушателей всех форм курсовой переподготовки кадров для получения сертификата по специальностям «социальная работа», «социальная педагоги ...

Этапы формирования государственной политики развития образования в России
Образование в древней Руси На Руси учебные заведения именовались училищами: слово школа вошло в обиход начиная с XIV века. Уже в первой половине XI века нам известны дворцовая школа князя Владимира в Киеве и школа, основанная Ярославом Мудрым в Новгороде в 1030 году. Содержание образования, как и в ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru