Основными принципами построения учебной программы являются принципы, базирующиеся на признании доминирующей важности такой организации информации, которая была бы наиболее эффективно усвоена. В образовательной программе принципы построения предполагают наличие направленности на сам процесс соприкосновения со знанием, вживания в это знание, вбирание в себя вычерпанного смыслового контекста. По сути, принципы образовательной программы предполагают наличие в ней средств расширения индивидуального сознания ребенка, его практических и духовных способностей, вывода индивида за пределы его узколокального опыта.
В качестве основного результата деятельности по учебной программе исследователи выделяют овладение содержанием программы в соответствии с нормами ее усвоения; образовательной – выявление и развитие личностной избирательности ученика к содержанию программного материала, достижение более высокого уровня образованности. Учебная программа выполняет функции формирования определенного уровня обученности и познания мира, образовательная – развитие личности и достижение образованности.
Образованность – свойство личности, выражающееся, прежде всего, в стремлении к самосовершенствованию. Она сопровождает человека на протяжении всей его индивидуальной жизни, характеризуется в значительной степени самообретением, источники которого намного шире и богаче, чем целенаправленное обучение. Образованность обеспечивает индивидуальное восприятие (принятие мира), возможность его творческого преобразования; широкое использование субъектного опыта в интерпретации и оценке фактов, явлений, событий окружающей действительности на основе личностно значимых ценностей и внутренних установок, самостоятельного выбора способов их реализации; постижение мира с индивидуальными ценностями, смыслами, значениями. Для достижения такого уровня образованности в концепции И.С. Якиманской предусматриваются следующие характеристики образовательной программы:
1) Образовательная программа своим содержанием обеспечивает своеобразную «встречу» знаний, сложившихся в субъектном опыте ученика со знаниями, зафиксированными в общественно-культурном, научном опыте; осуществляет обмен и согласование смыслов и значений.
2) В изложении содержания знаний должны быть предусмотрены процедуры выявления субъектного опыта, его использования, «окультуривания», применения по собственной инициативе, что может выражаться, прежде всего, в наличии возможности выбора учеником той формы учебного материала, с которой ему легче, удобнее, интереснее, привычнее работать.
3) Создание условий для проявления избирательности каждого ученика к проработке учебного материала, его виду и форме на основе личных предпочтений, связанных с психофизиологической организацией, индивидуальными особенностями.
4) В образовательной программе должны содержаться две взаимосвязанные системы знаний: о предметной действительности; о содержании и последовательности осуществления умственных приемов (действий) – метазнаний, обеспечивающих овладение знаниями о предметной действительности, позволяющих учащимся выявить закономерности построения любого знания; приемы организации собственной учебной деятельности (интеллектуальные, исследовательские, творческие. [30, с. 39–47].
Таким образом, современная образовательная программа сферы дополнительного образования детей – это интегративный комплексный системоотражающий и системообразующий документ, в процессе реализации которого достигается и осуществляется образовательный уровень педагогического взаимодействия, т.е. такой уровень, при котором взаимоопосредующим образом задействуются функции обучения, встречи с культурой и активизации саморазвития личности. Результатом реализации образовательной программы является достижение воспитанниками более высокого уровня образованности [9, с. 56].
Читайте также:
Пути реализации политехнического образования
школьников
В процессе претворения в жизнь политехнического принципа в обучении школьников решается большой круг проблем. Политехническое образование в школе является одной из важнейших составных частей учебно-воспитательного процесса. При изучении основ наук учащиеся должны ознакомиться в теории и на практике ...
Особенности развития одаренных детей в дошкольном возрасте
Государственная система работы с одаренными детьми включает несколько уровней. Основой этой системы является детский сад и школа, охватывающие наиболее широкий круг детей. На уровне детского сада необходимым условием является наличие навыков распознавания одаренности своих воспитанников, создание д ...
Понятие “самостоятельная” работа и её функции
Анализ монографических работ, посвящённых проблеме организации самостоятельной работы школьников, П.И. Пидкасистого, И.А.Зимней, показал, что понятие самостоятельной работы трактуется неоднозначно: Самостоятельная работа – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, ...