Современные подходы к определению содержания образовательной программы

Страница 5

Основными принципами построения учебной программы являются принципы, базирующиеся на признании доминирующей важности такой организации информации, которая была бы наиболее эффективно усвоена. В образовательной программе принципы построения предполагают наличие направленности на сам процесс соприкосновения со знанием, вживания в это знание, вбирание в себя вычерпанного смыслового контекста. По сути, принципы образовательной программы предполагают наличие в ней средств расширения индивидуального сознания ребенка, его практических и духовных способностей, вывода индивида за пределы его узколокального опыта.

В качестве основного результата деятельности по учебной программе исследователи выделяют овладение содержанием программы в соответствии с нормами ее усвоения; образовательной – выявление и развитие личностной избирательности ученика к содержанию программного материала, достижение более высокого уровня образованности. Учебная программа выполняет функции формирования определенного уровня обученности и познания мира, образовательная – развитие личности и достижение образованности.

Образованность – свойство личности, выражающееся, прежде всего, в стремлении к самосовершенствованию. Она сопровождает человека на протяжении всей его индивидуальной жизни, характеризуется в значительной степени самообретением, источники которого намного шире и богаче, чем целенаправленное обучение. Образованность обеспечивает индивидуальное восприятие (принятие мира), возможность его творческого преобразования; широкое использование субъектного опыта в интерпретации и оценке фактов, явлений, событий окружающей действительности на основе личностно значимых ценностей и внутренних установок, самостоятельного выбора способов их реализации; постижение мира с индивидуальными ценностями, смыслами, значениями. Для достижения такого уровня образованности в концепции И.С. Якиманской предусматриваются следующие характеристики образовательной программы:

1) Образовательная программа своим содержанием обеспечивает своеобразную «встречу» знаний, сложившихся в субъектном опыте ученика со знаниями, зафиксированными в общественно-культурном, научном опыте; осуществляет обмен и согласование смыслов и значений.

2) В изложении содержания знаний должны быть предусмотрены процедуры выявления субъектного опыта, его использования, «окультуривания», применения по собственной инициативе, что может выражаться, прежде всего, в наличии возможности выбора учеником той формы учебного материала, с которой ему легче, удобнее, интереснее, привычнее работать.

3) Создание условий для проявления избирательности каждого ученика к проработке учебного материала, его виду и форме на основе личных предпочтений, связанных с психофизиологической организацией, индивидуальными особенностями.

4) В образовательной программе должны содержаться две взаимосвязанные системы знаний: о предметной действительности; о содержании и последовательности осуществления умственных приемов (действий) – метазнаний, обеспечивающих овладение знаниями о предметной действительности, позволяющих учащимся выявить закономерности построения любого знания; приемы организации собственной учебной деятельности (интеллектуальные, исследовательские, творческие. [30, с. 39–47].

Таким образом, современная образовательная программа сферы дополнительного образования детей – это интегративный комплексный системоотражающий и системообразующий документ, в процессе реализации которого достигается и осуществляется образовательный уровень педагогического взаимодействия, т.е. такой уровень, при котором взаимоопосредующим образом задействуются функции обучения, встречи с культурой и активизации саморазвития личности. Результатом реализации образовательной программы является достижение воспитанниками более высокого уровня образованности [9, с. 56].

Страницы: 1 2 3 4 5 


Читайте также:

Причины, симптомы и виды заикания
В современной логопедии заикание определяется как нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Внешне заикание выражается в том, что речь прерывается вынужденными остановками, запинками, повторениями отдельных звуков, слогов, слов. Это ...

Социальная природа досуга. Основы направления и методики организации досуговой деятельности
девиантный досуг социальный педагог Досуг-это свободное от работы и учебы время, остающееся за вычетом разного рода непреложных, необходимых затрат. В рамках досуга, как правила, выделяют пассивный и активный отдых. Основная пассивного отдыха – релаксация (уменьшения напряжения, расслабления). Для ...

Система лексических упражнений
1. Здесь можно давать различные дефиниции одних и тех же слов. Однако важно помнить о том, что определение и есть исходный контекст употребления слова, его первичное окружение. Так, например, давая дефиниции к слову «стол», можно просто сказать: «Это то, за чем люди сидят во время еды», но можно и ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru