Основными принципами построения учебной программы являются принципы, базирующиеся на признании доминирующей важности такой организации информации, которая была бы наиболее эффективно усвоена. В образовательной программе принципы построения предполагают наличие направленности на сам процесс соприкосновения со знанием, вживания в это знание, вбирание в себя вычерпанного смыслового контекста. По сути, принципы образовательной программы предполагают наличие в ней средств расширения индивидуального сознания ребенка, его практических и духовных способностей, вывода индивида за пределы его узколокального опыта.
В качестве основного результата деятельности по учебной программе исследователи выделяют овладение содержанием программы в соответствии с нормами ее усвоения; образовательной – выявление и развитие личностной избирательности ученика к содержанию программного материала, достижение более высокого уровня образованности. Учебная программа выполняет функции формирования определенного уровня обученности и познания мира, образовательная – развитие личности и достижение образованности.
Образованность – свойство личности, выражающееся, прежде всего, в стремлении к самосовершенствованию. Она сопровождает человека на протяжении всей его индивидуальной жизни, характеризуется в значительной степени самообретением, источники которого намного шире и богаче, чем целенаправленное обучение. Образованность обеспечивает индивидуальное восприятие (принятие мира), возможность его творческого преобразования; широкое использование субъектного опыта в интерпретации и оценке фактов, явлений, событий окружающей действительности на основе личностно значимых ценностей и внутренних установок, самостоятельного выбора способов их реализации; постижение мира с индивидуальными ценностями, смыслами, значениями. Для достижения такого уровня образованности в концепции И.С. Якиманской предусматриваются следующие характеристики образовательной программы:
1) Образовательная программа своим содержанием обеспечивает своеобразную «встречу» знаний, сложившихся в субъектном опыте ученика со знаниями, зафиксированными в общественно-культурном, научном опыте; осуществляет обмен и согласование смыслов и значений.
2) В изложении содержания знаний должны быть предусмотрены процедуры выявления субъектного опыта, его использования, «окультуривания», применения по собственной инициативе, что может выражаться, прежде всего, в наличии возможности выбора учеником той формы учебного материала, с которой ему легче, удобнее, интереснее, привычнее работать.
3) Создание условий для проявления избирательности каждого ученика к проработке учебного материала, его виду и форме на основе личных предпочтений, связанных с психофизиологической организацией, индивидуальными особенностями.
4) В образовательной программе должны содержаться две взаимосвязанные системы знаний: о предметной действительности; о содержании и последовательности осуществления умственных приемов (действий) – метазнаний, обеспечивающих овладение знаниями о предметной действительности, позволяющих учащимся выявить закономерности построения любого знания; приемы организации собственной учебной деятельности (интеллектуальные, исследовательские, творческие. [30, с. 39–47].
Таким образом, современная образовательная программа сферы дополнительного образования детей – это интегративный комплексный системоотражающий и системообразующий документ, в процессе реализации которого достигается и осуществляется образовательный уровень педагогического взаимодействия, т.е. такой уровень, при котором взаимоопосредующим образом задействуются функции обучения, встречи с культурой и активизации саморазвития личности. Результатом реализации образовательной программы является достижение воспитанниками более высокого уровня образованности [9, с. 56].
Читайте также:
Функции лексикона
Лексика ̶ один из аспектов изучения языка, наряду с грамматикой, аудированием, письмом, говорением и чтением. Лексика ̶ это костяк языка и человек, обладающий большим запасом слов, не испытывает трудностей в различных видах речевой деятельности. В школьной программе указывается лексически ...
Разработка ролевых игр обучающего характера
Первым этапом организации ролевой игры является теоретическая разработка, включающая в себя следующие компоненты: Картина моделируемого мира; Правила игры; Командные и (или) индивидуальные вводные. От того, насколько продуман этот этап подготовки игры, зависит весь ход игры. Картина моделируемого м ...
Анализ опыта работы социального педагога с педагогически запущенными детьми
Социальный педагог - это должность, предназначенная для профессионала, компетентного специалиста, конкретного субъекта воспитательной системы. Он не похож на школьного учителя или другого работника образовательной системы. Ему приходится действовать непосредственно, в среде, окружающей личность – о ...