– математические диктанты; (Приложение 3).
Учитель диктует задание, а ученики про себя рассуждают, вычисляют и записывают ответ. В ходе математического диктанта учитель осуществляет подготовку школьников к самостоятельной деятельности под своим систематическим контролем. Подбор материала может быть разным, но главное для учителя – владеть «рычагами», приводящими в движение внутренние силы, заложенные в каждом ребенке [13, 60].
– карточки для парной работы (на одной стороне карточки записаны 12 примеров. На другой стороне – ответы. Около каждого примера сделано круглое отверстие. Первый ученик смотрит на пример, называет ответ и вставляет карандаш в отверстие. Второй проверяет, правильно ли назван ответ. и т. д. Затем ученики меняются ролями);
– маленькие карточки; с одной стороны написан пример, а с другой – ответ. Ученик смотрит на пример, называет ответ, переворачивает карточку и проверяет себя.
В заключении подчеркнем, что результативный и интересный урок, по мнению педагогов и учащихся, отличается многообразием учебных ситуаций, которые способствуют активации познавательной деятельности [18, 56 – 57].
Из опыта работы на педпрактике
Я, Плетнева Марина Анатольевна, проходила практику в качестве учителя начальных классов в 3а классе средней школы №1 г. Суража, у Приходько Марии Лазаревны, которая преподает уроки математики по учебнику М. И. Моро и др.
Выявить особенности изучения табличных случаев умножения и деления – одна из главных задач, которая должна быть решена нами в ходе эксперимента. Школа всегда уделяла большое внимание проблеме формирования прочных и осознанных вычислительных умений и навыков. Программы по математике включают большой интересный материал по проблеме формирования прочных навыков вычислений, однако, по-прежнему некоторые вопросы понимания и отработки навыка арифметических вычислений являются для школьников довольно сложными.
Изучив теоретические материалы по табличным случаям умножения и деления в начальных классах, мной была разработана система заданий и упражнений. Эти разнообразные задания позволяют развивать математическую речь ученика, гибкость мышления, возможность находить свой способ решения. Они дают возможность каждому ребенку проявить активность в поисковой работе, активизируют мыслительную деятельность, умение находить какие-то особенности в запоминании таблицы умножения (Приложение 1).
На уроках применялись различные виды математических диктантов. Задача учителя при этом – найти такие способы организации деятельности учащихся, которые позволили бы учесть или устранить трудности, создав тем самым необходимые дидактические условия для эффективного формирования табличных навыков умножения и деления (Приложение 3).
С помощью этих видов контроля более полно проверялся уровень усвоения знаний каждого ученика. Особое внимание уделялось и различным формам работы – это фронтальные, групповые задания, работа в парах, индивидуальные.
В данные уроки были включены такие виды оценивания, как: самоконтроль, самооценивание, оценивание учителем, взаимопроверка, оценивание учеником другого ученика.
Прочное усвоение табличных случаев умножения и деления – одна из главных задач работы учителя. Добиться успеха в этом можно только в том случае, если четко соблюдать некоторые требования к проведению упражнений:
четкое объяснение учителем цели задания;
наличие наглядности, художественного слова, дополнительного материала;
учет времени;
Перед исследованием были поставлены следующие задачи:
изучить состояние рассматриваемой проблемы в психолого-педагогической и научно-методической литературе;
разработать комплекс мероприятий по повышению уровня образования младших дошкольников с помощью самостоятельной работы учащихся и индивидуального подхода;
провести комплекс упражнения, обосновывающий возможности использования форм, средств, методов обучения табличным случаям умножения и деления.
Читайте также:
Психологические аспекты патриотизма как нравственного
качества личности дошкольника
Воспитание патриотизма ребенка – важная психолого-педагогическая проблема. Её решение затрагивает деятельность всех образовательных институтов и является одним из возможных способов приобщения подрастающего поколения к духовным ценностям. Дошкольное детство уникально по своей природе и представляет ...
Ловкость как один из видов двигательных способностей
Слово «Ловкость» - есть производная от слова «лов» - ловить. Первоначальное значение слова относится к охоте промыслу, ловле зверя, птицы, рыбы. С течением времени значение слова расширилось и перенесено было на человека, но смысл его мало изменился с тех пор. Ловкость по -прежнему определяется как ...
Рекомендации родителям по воспитанию единственного
ребенка в семье
Родители не должны оставлять без внимания то, что происходит с ребёнком, но при этом им надо постараться объяснить ему, что у них и других родственников есть и другие дела, помимо заботы о нём. Конечно, не существует готовых рецептов и моделей воспитания, которые можно просто взять и, не изменяя, « ...