Таким образом, некоторые пояснения даются до чтения текста, лишь в виде исключения; краткие и немногочисленные пояснения – в процессе чтения; основное комментирование проводится после того, как текст прочитан.
Эти принципы легко соблюдать, изучая небольшое по объему произведение, которое возможно повторно перечитать. В том случае, если изучается большое произведение («Капитанская дочка») и нет возможности прибегать к повторному чтению, надо заранее разделить текст на законченные части, на эпизоды и по прочтении каждого из них давать необходимый комментарий. Вопрос о таком членении текста очень важен и труден, и нередко встречается неудачное его решение. Нельзя, например, за единицу членения принимать абзац и после чтения каждого абзаца давать комментарий.
Части, на которые делится текст, должны представлять собою законченное целое, иначе комментирование лишь помешает понять учащимся смысл произведения. И читая, и комментируя текст, учитель в первую очередь заботится о том, чтобы не разрушить у учащихся целостное представление о произведении.
При подготовке к уроку надо решить, что объяснять и как объяснять. В какой степени подробными должны быть объяснения, как сделать их более доходчивыми, наглядными, точными? Объяснения должны быть предельно лаконичными, точными, и, вместе с тем, доступными для учащихся. Нельзя непонятное слово или явление объяснять с помощью другого непонятного слова или явления.
Рекомендуется тщательно готовить формулировки пояснений, так как импровизация на уроке не всегда бывает удачна.
Лучшему усвоению лингвистического и историко-бытового комментария способствует использование наглядного материала, иллюстрации с изображением костюмов, обстановки и прочих атрибутов быта минувшей эпохи (Репродукция картины В.Г. Перова «Суд Пугачёва», иллюстрации С.В. Герасимова и Г.С. Дмитриевой). К сожалению, такого рода иллюстрации редко используются на уроке, даже тогда, когда они имеются в хрестоматии.
Использование иллюстративного материала обогащает уроки комментированного чтения и делает их более живыми, интересными.
Очень важно подумать и о том, как учащиеся будут готовиться к урокам комментированного чтения.
Какие знания и умения необходимы учащимся для того, чтобы уроки комментированного чтения проходили с максимальной пользой?
Выше уже говорилось о предварительном знакомстве учащихся с текстом произведения.
Когда самостоятельное чтение предшествует урокам комментированного чтения (если произведение изучается по проблемам или обзорно и в классе проводится лишь выборочное чтение), важно правильно организовать самостоятельное чтение учащихся. Необходимо, чтобы к уроку комментированного чтения все учащиеся прочитали текст дома. Поэтому полезно установить точно сроки, к которым самостоятельное чтение надо закончить.
Следует облегчить самостоятельное чтение учащихся и сделать его целенаправленным, чтобы последующий разбор текста проходил при максимальной активности класса, для этого полезно предварительно предлагать учащимся вопросы в соответствии с основными проблемами, по которым будет вестись разбор произведения. Надо учить школьников пользоваться закладками, делать в книге пометки, выписывать и заучивать нужные цитаты.
Читайте также:
Иерархия потребностной структуры ребенка в условиях социализации
Не одно десятилетие ученые и практики бились над положительным решением этой серьезной проблемы. Данные научных исследований в психологии раннего детства последних лет дали богатый материал, помогающие переосмыслить многие положения этой проблемы. Опыт практиков описывающих поведение детей в этот п ...
Определение понятия «одаренность». Формы проявления одаренности
В Российской педагогической энциклопедии говорится, что одаренность – это системно развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими ...
Пересказы художественного текста
Воссоздающие (подробный, сжатый, выборочный) и творческие (с изменением лица рассказчика, осложненные творческими заданиями и т.д.) пересказы широко применяются в младших и средних классах как прием, способствующий усвоению содержания произведения и развития речи учащихся (В.В. Голубков, М.А. Рыбни ...