Таким образом, некоторые пояснения даются до чтения текста, лишь в виде исключения; краткие и немногочисленные пояснения – в процессе чтения; основное комментирование проводится после того, как текст прочитан.
Эти принципы легко соблюдать, изучая небольшое по объему произведение, которое возможно повторно перечитать. В том случае, если изучается большое произведение («Капитанская дочка») и нет возможности прибегать к повторному чтению, надо заранее разделить текст на законченные части, на эпизоды и по прочтении каждого из них давать необходимый комментарий. Вопрос о таком членении текста очень важен и труден, и нередко встречается неудачное его решение. Нельзя, например, за единицу членения принимать абзац и после чтения каждого абзаца давать комментарий.
Части, на которые делится текст, должны представлять собою законченное целое, иначе комментирование лишь помешает понять учащимся смысл произведения. И читая, и комментируя текст, учитель в первую очередь заботится о том, чтобы не разрушить у учащихся целостное представление о произведении.
При подготовке к уроку надо решить, что объяснять и как объяснять. В какой степени подробными должны быть объяснения, как сделать их более доходчивыми, наглядными, точными? Объяснения должны быть предельно лаконичными, точными, и, вместе с тем, доступными для учащихся. Нельзя непонятное слово или явление объяснять с помощью другого непонятного слова или явления.
Рекомендуется тщательно готовить формулировки пояснений, так как импровизация на уроке не всегда бывает удачна.
Лучшему усвоению лингвистического и историко-бытового комментария способствует использование наглядного материала, иллюстрации с изображением костюмов, обстановки и прочих атрибутов быта минувшей эпохи (Репродукция картины В.Г. Перова «Суд Пугачёва», иллюстрации С.В. Герасимова и Г.С. Дмитриевой). К сожалению, такого рода иллюстрации редко используются на уроке, даже тогда, когда они имеются в хрестоматии.
Использование иллюстративного материала обогащает уроки комментированного чтения и делает их более живыми, интересными.
Очень важно подумать и о том, как учащиеся будут готовиться к урокам комментированного чтения.
Какие знания и умения необходимы учащимся для того, чтобы уроки комментированного чтения проходили с максимальной пользой?
Выше уже говорилось о предварительном знакомстве учащихся с текстом произведения.
Когда самостоятельное чтение предшествует урокам комментированного чтения (если произведение изучается по проблемам или обзорно и в классе проводится лишь выборочное чтение), важно правильно организовать самостоятельное чтение учащихся. Необходимо, чтобы к уроку комментированного чтения все учащиеся прочитали текст дома. Поэтому полезно установить точно сроки, к которым самостоятельное чтение надо закончить.
Следует облегчить самостоятельное чтение учащихся и сделать его целенаправленным, чтобы последующий разбор текста проходил при максимальной активности класса, для этого полезно предварительно предлагать учащимся вопросы в соответствии с основными проблемами, по которым будет вестись разбор произведения. Надо учить школьников пользоваться закладками, делать в книге пометки, выписывать и заучивать нужные цитаты.
Читайте также:
Понятие
о методологии педагогической науки и методологической культуре педагога
Наука может развиваться лишь в том случае, если она будет пополняться все новыми и новыми фактами. В свою очередь, для их накопления и интерпретации нужны научно обоснованные методы исследования. Последние обнаруживают свою зависимость от совокупности теоретических принципов, получивших в науковеде ...
Методические рекомендации для педагогов
Разработанная в ходе исследования программа "Мой любимый край" и методика ее реализации могут быть использованы педагогами и родителями, что обеспечит планомерное, целенаправленное и эффективное формирование патриотизма у старших дошкольников. При их использовании следует учитывать: 1. За ...
Диагностика уровня познавательного интереса к учебной деятельности у
младших школьников
Для исследования эффективности использования современных информационных технологий как средства повышения познавательного интереса детей младшего школьного возраста на базе МОУ СОШ №5 города Ишима был проведен эксперимент. В эксперименте приняли участие учащиеся 3 «А» класса в количестве 20 человек ...