Изучение повести «Капитанская дочка» с использованием метода комментированного чтения

Современное образование » Учебное комментирование повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" » Изучение повести «Капитанская дочка» с использованием метода комментированного чтения

Страница 8

Таким образом, некоторые пояснения даются до чтения текста, лишь в виде исключения; краткие и немногочисленные пояснения – в процессе чтения; основное комментирование проводится после того, как текст прочитан.

Эти принципы легко соблюдать, изучая небольшое по объему произведение, которое возможно повторно перечитать. В том случае, если изучается большое произведение («Капитанская дочка») и нет возможности прибегать к повторному чтению, надо заранее разделить текст на законченные части, на эпизоды и по прочтении каждого из них давать необходимый комментарий. Вопрос о таком членении текста очень важен и труден, и нередко встречается неудачное его решение. Нельзя, например, за единицу членения принимать абзац и после чтения каждого абзаца давать комментарий.

Части, на которые делится текст, должны представлять собою законченное целое, иначе комментирование лишь помешает понять учащимся смысл произведения. И читая, и комментируя текст, учитель в первую очередь заботится о том, чтобы не разрушить у учащихся целостное представление о произведении.

При подготовке к уроку надо решить, что объяснять и как объяснять. В какой степени подробными должны быть объяснения, как сделать их более доходчивыми, наглядными, точными? Объяснения должны быть предельно лаконичными, точными, и, вместе с тем, доступными для учащихся. Нельзя непонятное слово или явление объяснять с помощью другого непонятного слова или явления.

Рекомендуется тщательно готовить формулировки пояснений, так как импровизация на уроке не всегда бывает удачна.

Лучшему усвоению лингвистического и историко-бытового комментария способствует использование наглядного материала, иллюстрации с изображением костюмов, обстановки и прочих атрибутов быта минувшей эпохи (Репродукция картины В.Г. Перова «Суд Пугачёва», иллюстрации С.В. Герасимова и Г.С. Дмитриевой). К сожалению, такого рода иллюстрации редко используются на уроке, даже тогда, когда они имеются в хрестоматии.

Использование иллюстративного материала обогащает уроки комментированного чтения и делает их более живыми, интересными.

Очень важно подумать и о том, как учащиеся будут готовиться к урокам комментированного чтения.

Какие знания и умения необходимы учащимся для того, чтобы уроки комментированного чтения проходили с максимальной пользой?

Выше уже говорилось о предварительном знакомстве учащихся с текстом произведения.

Когда самостоятельное чтение предшествует урокам комментированного чтения (если произведение изучается по проблемам или обзорно и в классе проводится лишь выборочное чтение), важно правильно организовать самостоятельное чтение учащихся. Необходимо, чтобы к уроку комментированного чтения все учащиеся прочитали текст дома. Поэтому полезно установить точно сроки, к которым самостоятельное чтение надо закончить.

Следует облегчить самостоятельное чтение учащихся и сделать его целенаправленным, чтобы последующий разбор текста проходил при максимальной активности класса, для этого полезно предварительно предлагать учащимся вопросы в соответствии с основными проблемами, по которым будет вестись разбор произведения. Надо учить школьников пользоваться закладками, делать в книге пометки, выписывать и заучивать нужные цитаты.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9


Читайте также:

Творческие занятия младших школьников на уроках
Содержание учебного материала и построения процесса обучения на уроках должны выявлять и целенаправленно развивать задатки и способности детей, вырабатывать качество личности и деятельности, обуславливающее проявление творчества в любом деле. Качество и эффективность обучения и проведение творчески ...

Авторское планирование
В системе нравственного воспитания выделяют следующие направления : - формирование потребности в здоровом образе жизни; - патриотическое воспитание; - формирование духовности младших школьников через отношение к литературе, средствам массовой информации; - эстетическое развитие детей; -совместная р ...

Содержание обучения лексической стороне речи
Владение словом является важнейшей предпосылкой говорения, но в репродуктивных видах речевой деятельности знание только значения слова недостаточно; здесь не меньшую роль выполняет владение связями слова и образование на их основе словосочетания. Знать слово, значит знать его формы, значение и упот ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru