Инновационные приёмы учебного комментирования повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Современное образование » Учебное комментирование повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" » Инновационные приёмы учебного комментирования повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Страница 1

Помимо использования приёма комментированного чтения, успешно применяемого в методике преподавания литературы, мы считаем необходимым ввести в практику преподавания новые приёмы, которые пока ещё не используются или недостаточно используются на уроках литературы. Одним из компонентов системы комментированного чтения литературного произведения, по нашим предположениям, должно стать выявление особенностей восприятия текста при помощи приёма д в у х ч а с т н ы й д н е в н и к.

Ещё один из компонентов системы – комментирование как контроль за эффективностью усвоения текста, его задача – выявить, насколько глубоко ученик понял произведение, был ли он внимателен на уроке, слушая комментирование учителя.

Остановимся подробнее на ходе эксперимента и некоторых его результатах.

В ходе работы перед нами стояли следующие задачи: выяснить,

1.Способствуют ли новые приемы преподавания развитию умения выражать мысли и впечатления по поводу текста?

2.Создается ли у школьников личностно-значимое отношение к произведению (соотнес ли он эту тему с самим собой)?

3.Стимулируют ли новые приемы комментирования усилению внимания к тексту?

4.Влияет ли этот прием на развитие речевых способностей у ученика?

5.Развивают ли новые приемы работы творческие способности школьников?

6.Содействует ли возвращению к тексту, его переоценке?

Покажем, какие данные были выявлены при использовании новых приёмов комментирования повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

в 8 классе школы-гимназии №12 города Бишкека.

В эксперименте приняли участие 30 учеников.

Эту повесть учащиеся изучали в середине второй четверти восьмого класса. В начале нашего экспериментального урока школьники отвечали на следующие вопросы:

1.Какой эпизод из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» впечатлил вас больше всего?

2. Какие жизненные уроки вы для себя извлекли?

3. Какого литературного героя напоминают вам Пётр Гринев и Пугачев?

4. Что для вас в повести было самым страшным?

Встреча с художественным произведением в основе своей должна быть педагогически подготовленной, целеустремленной на формирование по возможности адекватного восприятия. Создание установки на соразмышляющее и сопереживающее чтение литературного текста вызывает не только интерес к произведению, но и определенную направленность восприятия. Подготовительная работа призвана стимулировать некоторый минимальный круг ассоциаций, важных для восприятия, вовлечь в суть проблем, наметить путь, по которому будет двигаться читатель.

Один из способов установки на чтение – это оживление личных впечатлений учащихся. М.А. Рыбникова советовала «чтение предварять живыми впечатлениями». Важно, что, погружаясь в собственные переживания, воспоминания, школьник сумеет позже, при анализе произведения, найти ассоциативную связь между своими эмоциями, мыслями, представлениями и образами и поступками героев произведения.

В нашей практике работа с текстом предварялась созданием ученических эссе на тему: «Я выбираю…». Чтение вслух подобных сочинений-миниатюр создавало особую доверительно-эмоциональную атмосферу начала урока. Таким образом организовывалась и углублялась личностная ситуация прочтения произведения.

В качестве примера сочинения-эссе мы предлагаем несколько работ учеников 8 класса школы-гимназии № 12.

Однажды мои родители собрались разводиться, и моя мама поставила меня перед выбором: остаться с ней или жить с папой. В тот момент я впала в сильную депрессию. Но потом, слава Богу, все обошлось – родители помирились. (Александра Красиенко)

Это было недавно. На соревнованиях по танцам наш клуб засудило жюри, так как их подговорили. На предыдущем конкурсе мы выступили лучше других пар в нашем городе, а на этом конкурсе второе место заняла пара, которая тогда даже в финал попасть не смогла.

В общем, перед соревнованиями нас собрали для голосования. У нас был выбор:

– проигнорировать этот конкурс и уехать,

– пойти на конкурс, несмотря ни на что.

Я решил остаться, так как люблю танцевать, соревнуясь с другими парами, к тому же на этом конкурсе была моя любовь. Ничто не могло заставить меня уехать! (Илья Чу)

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Читайте также:

Развитие и формирование наглядно-действенного мышления детей дошкольного возраста
Отличительная особенность наглядно - действенного мышления заключается в том, что сам процесс мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Основным условием решения задачи в данном случае являются правильные действия с со ...

Организация и методы исследования
Цель исследования – сравнить уровень творческого воображения детей среднего и старшего дошкольного возраста. На основании изученной литературы, методических рекомендаций и требований к данной возрастной группе, мы выбрали те параметры, по которым будем оценивать уровень развития творческого воображ ...

Образование - основа развития личности
В последнее время образование во всем мире рассматривается в качестве важнейшего фак­тора становления и развития личности как ин­дивидуальности. Оно является неотъемлемой частью сложной социокультурной среды, в ко­торой живет каждый человек. Находясь в этой среде, он, с одной стороны, усваивает ее ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru