Инновационные приёмы учебного комментирования повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Современное образование » Учебное комментирование повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" » Инновационные приёмы учебного комментирования повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Страница 3

32% школьников прокомментировали слова капитана Миронова, который отказался присягнуть Пугачёву. 26% были восхищены поступком Гринёва. 18% дали оценку поступку Савельича. 12% обратили внимание на молитву Гринёва.

Проанализировав работы учащихся, мы пришли к выводу, что понимание ими текста чаще всего является поверхностным. С их точки зрения характеры героев являются однолинейными, а именно: Пугачев – злодей, Гринев – герой, Савельич – либо герой, либо трус. Из представленных выше работ видно, что некоторые школьники не поняли поступков героя (например, комментарий А. Крупнова). В методических рекомендациях к использованию приема «двухчастный дневник» даются советы, чтобы преподаватель «…избегал говорить авторитарным тоном, задавал вопросы о том, что люди думали или чувствовали, направлял, побуждал учащихся к тому, чтобы они комментировали мнения друг друга, использовал несловесные сигналы, предоставляя время для молчания и время для ожидания ответа» (35, 20).

Для анализа произведения, способствующего более глубокому пониманию недостаточно одних только ученических комментариев. К примеру, одеяние Пугачева или изувеченный башкирец при самостоятельном чтении привлекли внимание учеников. К тому же, в силу недостаточной сформированности навыка анализа и возрастных особенностей восприятия, они не смогли увидеть в тексте некоторых важных вещей для его осознания.

Необходима помощь учителя, который объяснял бы значение непонятных слов, акцентировал бы внимание на важных для понимания смысла повести деталях и т. п. (Образец комментария дан в приложении к дипломной работе).

На уроке также был использовался изобразительный комментарий: разное художественное решение одного и того же эпизода: репродукции с картин: В.Г. Перов. Суд Пугачева (1875 год), С.В. Герасимов. «Капитанская дочка» (1950 год), Г.С. Дмитриев «Капитанская дочка» (1983 год) (См. приложение 2. – А.Ч).

Школьники анализировали картину ХIХ века В.Г. Перова, две иллюстрации разного времени С.В. Герасимова и рисунок Г.С. Дмитриевой.

Дети отметили разницу в изображении одной и той же сцены. Работа с репродукциями помогла увидеть детали и текста, и картин. Учащиеся сделали вывод, что художники и зрители видят одно и то же по-разному. Это зависит от многих причин: возраста, жизненного опыта, наблюдательности, развитости эстетического вкуса. Художники выражают в своих работах тончайшие человеческие переживания. Знакомство с этими картинами чрезвычайно полезно, тем более, что мы можем увидеть разные, субъективные взгляды на одно и то же произведение.

Также мы проводили комментирование как средство контроля над эффективностью усвоения текста. Этот приём позволяет проверить, насколько школьники внимательно читали и насколько глубоко поняли текст после учебной работы с ним. Это новый приём работы: в школьных условиях он пока не применяется, а используется только при подготовке отдельных школьников к олимпиадам по русскому языку и литературе, хотя возможности применения приёма широки.

Ниже мы покажем практические результаты использования приёмов комментированного чтения, двухчастного дневника, изобразительного комментария, комментирования как средства контроля.

После уроков с использованием новых приёмов комментирования ученики снова отвечали на предложенные вопросы, большинство из которых повторялось. Ответы сопоставлялись, сравнивались.

Результаты исследования ответов учащихся были следующими: большинство ребят поначалу увидели в повести, прежде всего, тему любви, и выбранные эпизоды были связаны с отношениями Петра Гринёва и Маши Мироновой, а страшным им казалось то, что связано с работой воображения, то, что обычно пугает и вызывает ужас. Приводим примеры наиболее характерных ответов.

1. Больше всего мне понравился эпизод, когда Петр Гринёв встретил Машу и полюбил ее.

Нужно всегда быть преданным Родине, семье и друзьям. А самое главное: беречь любовь и бороться за неё до конца.

Эпизод о захвате Белогорской крепости мне показался наиболее страшным, так как это- война, а на войне очень много крови, а кровь- это всегда страшно.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Читайте также:

Методика провидения занятий и специальные упражнения для глазных мышц
Различные системы тренинга зрения, а также вспомогательные общеукрепляющие корригирующие упражнения занимают особое место. Еще в древние гимнастические системы входили упражнения в виде разнообразных движений глаз (повороты, круговые движения и т. п.). Несомненно, они полезны, так как тренируют мыш ...

Генезис тестирования в образовании
Первый этап: около 40 тыс. – 4-3 тыс. лет до н. э. В рамках этого этапа воспитание и обучение носили коллективный характер, и система испытаний веками оставалась практически неизменной. Второй этап: от рубежа IV – III-го тысячелетия до н. э. до середины XYII-го в.(эпоха Нового времени). На этом эта ...

Значение учреждений дополнительного образования в становлении личности ребенка
Дополнительного образования наших детей и подростков имеет огромное значение для наших детей, так как воспитывает в них личность ребенка. В чем же заключается эта значимость? Воспитательное значение во многом зависит от профессионального мастерства педагога, знания им детской психологии, учета возр ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru