Инновационные приёмы учебного комментирования повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Современное образование » Учебное комментирование повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" » Инновационные приёмы учебного комментирования повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Страница 2

У меня во дворе много друзей и подруг. Они всё время зовут на улицу погулять. Но я не дотягиваю по учебе и мне нужно много и многому учиться. Если я отказываюсь гулять со своими друзьями, то они обижаются и называют меня ботаником, и мне это не нравится. Получается, что я между двух огней и мне приходится выбирать: пообщаться с друзьями или учить уроки, ведь в будущем я без знаний никуда. По совету мамы я вечерами сижу за уроками. Вот сделаю уроки и пойду к друзьям. (Кемел кызы Сайкал)

Моя подруга Юля очень любила мальчика, которого зовут Родион. Но хоть Юля и красивая, она ему не нравилась, так как он любил меня. Так вот он предложил мне дружбу. Я не знала, что ему ответить, ведь он мне тоже нравился. Я долгое время тянула с ответом, так как подруга могла на меня обидеться. Мы все трое мучились, ведь получился любовный треугольник. В конце концов я решила, что подруга мне дороже, а парни ещё будут. (Лера Зуева)

Очевидно, что погружение в личные воспоминания настраивает на определённую эмоциональную волну, приоткрывает душу, делая её более восприимчивой при анализе поступков героев. Это – «тематически» ориентированная эмоционально-личностная подготовка.

Следующим приёмом, который использовался на уроке, была работа с двухчастным дневником. «Двухчастный дневник – это интерактивный приём работы с текстом. Предполагает запись читательских рассуждений, комментариев, оценки и др. по определенной схеме: в одной части записываются цитаты, в другой – комментарии к ним» (30, 148). Этот прием был использован нами, чтобы выявить особенности восприятия школьниками повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Покажем, как используется прием «двухчастный дневник» при анализе фрагмента сцены «Суд Пугачева».

Ученики выписывают наиболее впечатлившие каждого из них фрагменты, письменно комментируют их. Этот этап работы длится 15-20 минут.

Фрагмент сцены «Суд Пугачева» выразительно прочитывается вслух, затем читается последовательно, с остановками. Все ученики, у которых есть комментарий к конкретным фразам, знакомят класс с ними. Вот несколько комментариев к вышеуказанной сцене:

«Пугачёв махнул опять платком, и добрый поручик повис подле своего старого начальника».

В этой фразе показывается бессердечие. Пугачёв заполучил власть, но ему этого было мало. Он хотел, чтобы все говорили то, что ему надо. Он распоряжался судьбами невинных людей, которые знали о нём и его темном прошлом (Загидат Гаджиева).

«Ты мне не государь, ты вор и самозванец!»

Комендант был прав не во всем и поплатился во всем за это. Его казачья воля не дала ему сдержанности, он сказал свои слова открыто, без всякой боязни умереть. Тем не менее он умер достойно (Александр Торшин).

«Но я предпочел бы самую лютую казнь такому подлому унижению».

Лучше умереть с честью, чем жить с позором (Таалайбек уулу Нурсултан).

«Пугачёв сидел в креслах на крыльце комендант- ского дома. На нем был красный казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза».

Я думаю, что Пугачёв в этом одеянии олицетворял смерть (красный кафтан) и страх народа. Кто не подчинится ему, того постигнет казнь беглого грешника (Ильяс Кубанов).

«Батюшка Петр Андреич! – шептал Савельич, стоя за мною и толкая меня. – Не упрямься! что тебе стоит?»

У Савельича нет чувства собственного достоинства, и поэтому он заставляет Гринёва отречься от своих принципов (Илья Чу).

«Я стал смотреть на продолжение ужасной комедии».

Ужас вселили сцены: виселицы, трупы, лужи крови. Но ради чего все это? И смех, и грех! (Маша Ильченко).

« – Не упрямься! что тебе стоит? плюнь да поцелуй у злод…(тьфу!) у него ручку».

Старик в душе сам ненавидел Гринёва, вырвавшаяся из уст его «злод…» является прямым доказательством ненависти и презрения (Александр Крупнов).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Читайте также:

Методические основы обучения лексическому аспекту иностранного языка
Лексика в системе языковых средств является важнейшим компонентом речевой деятельности: аудирования и говорения, чтения и письма. Это определяет ее важное место на каждом уроке иностранного языка, и формирование лексических навыков постоянно находятся в поле зрения учителя. Что такое лексика? Лекси ...

Практическая реализация аспектов личностно – ориентированного обучения информатики
В настоящее время обучение инфор­матике в общеобразовательных школах осущест­вляется в три этапа. Первый этап — пропедевтический, обязательным не является. На этом этапе происходит первое знакомство учащихся с компьютером, формируются элементы информационной культуры в процессе использования учебны ...

Сущностная характеристика языковой компетенции
обучение иностранный язык педагогический Технология проектного обучения иностранному языку Термин “языковая компетенция” был введен Н.Хомским примерно в середине XX в. и семантически противопоставлен термину “использование языка”. Различие значений этих терминов раскрывалось как разница между знани ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru