Инновационные приёмы учебного комментирования повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Современное образование » Учебное комментирование повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" » Инновационные приёмы учебного комментирования повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Страница 6

10.Оказаться на месте Пугачева 13,3

Очевидно, что первоначальная реакция учеников была преимущественно эмоциональной, то есть «страшным» казалось то, что пугает, вызывает ужас, то, что связано с работой воображения. Чувство жалости и сострадания было определяющим. Школьников пугала в повести «кровавая сцена казни невинных людей» – 53,3 %, «сумасшедший сон Петра Гринёва» – 23,3 %.

После использования приёмов комментирования школьники приблизились к объективному смыслу, к некоторым идеям, нашедшим выражение в тексте. Они стали мыслить на уровне обобщений. Учеников потрясают теперь предательство Швабрина, как легко можно разрушить чью-то жизнь.

Перед экспериментом многие осуждали Пугачёва, но после им стало его жаль, сцена казни над ним показалась школьникам страшной, ведь «он принес себя в жертву ради идеи и свободы». Им страшно оказаться на месте Пугачева (13,3%), ведь ради идеи он должен беспощадно бороться с дворянством, с армейскими офицерами, не пожелавшими изменить данной раз присяге. Комментированное чтение отдельных фрагментов текста углубило восприятие, приблизило к пониманию авторской позиции.

Для сопоставления с предыдущими ученическими работами мы предлагаем ответы ученика, которого цитировали выше.

1. Жизнь у нас одна и её нужно прожить достойно. Никогда нельзя отчаиваться и опускать руки. В любой ситуации, какой бы она ни была тяжелой, не нужно сдаваться.

2. Гринёв напоминает мне Дубровского.

(Карина Павлюхина)

1. Я поняла, что даже под страхом смерти нужно быть верным своим идеям до конца. Нельзя совершать плохие поступки, плохое всегда возвращается (немой башкирец).

2. Пугачёв напоминает мне Сокола из произведения А.М. Горького «Песня о Соколе».

(Илья Чу)

Ответы показывают, что теперь произведение воспринято более адекватно и личностно. Школьник приблизился к постижению авторской позиции. Это – результат использования приёмов комментирования текста.

Также мы проводили комментирование как контроль над эффективностью усвоения текста. Исследование проводилось после традиционных уроков изучения повести с учителем ШГ№12.

Для комментирования детям были даны следующие задания:

Растолкуйте сон Петра Гринёва.

«Я хотел бежать…и не мог; комната наполнилась мертвыми телами; я спотыкался о тела и скользил в кровавых лужах…страшный мужик ласково меня кликал…».

Приведем примеры ответов учащихся.

Он хотел бежать, он был окружен мертвыми телами, он боялся, что умрёт (Евгений Дербичев).

Страшный мужик во сне Гринёва – это смерть (Галина Соколова).

Бежать не было возможности, в одно мгновение в комнате появились мёртвые тела (Адылбек кызы Айжана).

Я думаю, что Гриневу стало страшно, и поэтому он хотел бежать оттуда (Катя Колодина).

Страшная смерть близка, осталось немного, и поэтому он очень мучается (Фатима Наметова).

Ему приснилась смерть, он метался на том свете среди мёртвых душ, и они звали его на тот свет, но он искал пути к жизни (Александр Красиенко).

Школьники поняли этот сон буквально. Большинство из них просто пересказали его своими словами. Никто не сказал о том, что это был вещий сон. И только двое учащихся сказали, что «страшный мужик» – Пугачев. Следовательно, школьники текст поняли недостаточно глубоко.

Объясните смысл выделенных слов:

Старик угрюмо сидел на облучке…

Ну, слава Богу, жило недалёко.

Я опустил циновку и задремал.

Лучина освещала ее.

Савельич внес за мною погребец…

…мужик слез с полатей…

Хозяин родом яицкий казак…

Старый полинялый мундир напоминал воина времен Анны Иоанновны.

Прислать к вам моего повесу…

Облучок – печь, жило – гостиница, циновка – шлем, лучина – свечка, полати – постель, яицкий – лихой, мундир – военная одежда, повеса – сравнение

(Маша Ильченко)

Облучок – стул, жило – коридор, лучина – лучи света, повеса – слуга.

(Эдуард Лейнвебер)

Облучка – крыльцо, циновка – шторы, мундир – пиджак с медалями.

(Адылбек кызы Айжана)

На облучке – на краю, Циновка – ружье, повеса – виселица.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11


Читайте также:

Особенности использования проектной методики на средней ступени. Пути обучения лексическому навыку
В данном параграфе предпринята попытка рассмотрения психолого-педагогических основ использования проектной методики с учётом специфики иностранного языка как учебного предмета на средней ступени обучения в средней общеобразовательной школе, который включает следующие положения: - роль ИЯ как учебно ...

Сущность и специфика педагогического сопровождения в осуществлении коллективной творческой деятельности учащихся
Коллективное творчество – наиболее распространенная форма занятий с учащимися. Но для того, чтобы оно было продуктивным и успешным, должны быть поставлены четкие цели и задачи, а содержание направлено на усвоение культурных ценностей, достижение идеала во взаимоотношениях в процессе деятельности, о ...

Анализ опубликованного методического опыта
Как никакие другие, русские сказки дают богатый материал для развития творческих способностей, познавательной активности, для самораскрытия личности. Сказки вызывают особый интерес у детей. В равной степени привлекательны для них и развитие действия, сопряженное с борьбой светлых и темных сил, и чу ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru