Методика преодоления темпо – ритмических нарушений

Страница 9

Работа над плавностью речи:

а) в элементарных ее формах (упражнение на произнесение отдельных гласных звуков – 2-х, 3-х, 4-х, 5-ти; фраз из одного слова; коротких предложений, длинных фраз с логической паузой);

б) в более сложных формах (чтение стихов и небольших прозаических текстов, пересказ, рассказ, диалог, монолог).

Развитие координации слова и ритмизованного движения. Логоритмические упражнения.

Упражнения, направленные на развитие речи в целом: фонетико-фонематической стороны, лексико-грамматического строя, связной речи (включаются в занятие для детей, имеющих наряду с заиканием не резко выраженное общее недоразвитие речи).

Итог.

Домашнее задание.

IV. Ход занятия (описание инструкций логопеда, основных приемов, речевого материала).

V. Литература.

Приложение 6

Конспект логопедического занятия по преодолению темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников (методика В.И.Селиверстова)

Цели:

Совершенствовать навык плавной, интонированной речи без заикания.

Учить детей вычленять морфему НИЦА из слов.

Учить детей осуществлять синтез (склеивание) морфем (образовывать имена существительные с помощью суффикса НИЦА).

Закрепить данную модель словообразования.

Формировать навык практического применения слов сложной слоговой структуры.

Развивать психологическую базу речи:

А) развитие тактильного восприятия,

Б) развитие линейной слуховой памяти (до 5-6 единиц),

В) развитие регулирующей функции речи:

- посредством постепенного усложнения инструкции (от 1-ой – к 2-м, 3-м ступенчатым);

- путем создания проблемной ситуации (регуляция действий в соответствии со смысловой стороной речи).

Лексический материал:

Хлеб – хлебница,

Сахар – сахарница,

Суп – супница,

Сухарь – сухарница,

Конфета – конфетница,

Селедка – селедочница.

Слова, сложные по семантике:

Объяснение семантики слов через создание проблемной ситуации.

Молочница,

Грибница,

Масленица,

Капустница,

Лимонница.

Слова, сложные по слоговой структуре:

Конфетница, селедочница.

Ход занятия:

Организационный момент.

Логопед: Сегодня мы начнем наше занятие необычно, сегодня мы будем строиться в круг

Дети вместе с логопедом встают в круг.

Развитие диафрагмального дыхания и снятие мышечного напряжения.

Восстановление дыхания.

Логопед: «Дышим животами».

Методические рекомендации: вдох глубокий носом, выдох ртом (дыхание контролируется руками, расположенными на животе, спина прямая).

Логопед: «Пустой живот – полный живот»

Упражнение «Воздушный шар».

Методические рекомендации: а) глубокий вдох носом, руки через стороны поднимаются вверх; б) задержать дыхание; в) выдох ртом, звук Ф.

Логопед: «Вдох – надуваем воздушный шар, выдох – лопнул воздушный шар, воздух из него выходит – Ф – Ф – Ф».

Снятие мышечного напряжения:

Логопед:

Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать,

Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать!

Есть у нас игра такая – очень легкая, простая:

Замедляется движение, исчезает напряжение

И становится понятно: расслабление приятно!

Рекомендации детям: правая нога вперед, руки поднять вверх, пальцы растопырить в напряжении.

Логопед: «Представим себя оленями»

Действия сопровождаются стихотворением «Мы – олени»:

Рвется ветер нам навстречу,

Он сбивает нас с пути,

Не дает никак пройти.

Ветер стих, расправил плечи.

И становится понятно:

Расслабление приятно!

Формула правильной речи:

Логопед: «Наша речь плавная и слитная, мы говорим спокойно и неторопливо»

Сообщение темы занятия (введение в тему).

Развитие тактильного восприятия. Игра «Волшебный мешочек».

Логопед: «Нам по почте прислали посылку, а в ней волшебный мешочек. Давайте определим на ощупь, что лежит в мешочке. Но есть одно условие: не подглядывать!

Дети по очереди определяют, что лежит в мешочке, достают по одному предмету, выкладывая на поднос (хлеб, сухарь, сахар, конфета)

Логопед: Сергей, как ты догадался, что это сахар. Даша, как ты догадалась, что это хлеб и т.д.?

При затруднениях в определении продуктов, логопед предлагает ребенку определить, какой предмет на ощупь.

Мягкий, пористый – хлеб,

Жесткий, твердый, сухой – сухарь,

Шероховатый, твердый – сахар.

После того, как все продукты окажутся на столе, логопед спрашивает: «Что объединяет все эти предметы?»

Дети: «Это продукты питания»

Формирование операции вычленения суффикса НИЦА в словах.

Логопед: «Для каждого продукта есть своя посуда.

Где хранится хлеб? (в хлебнице)

Где хранится сахар? (в сахарнице)

Где хранятся конфеты? (в конфетнице)

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10


Читайте также:

Психолго-педагогические основы развития речи младших школьников
Одна из функций речи состоит в оформлении мысли, в ее выражении. «Внешняя речь,— как средство писал Л. С. Выготский,— есть процесс превращения мысли в слова, ее материализация» . Сле­довательно, психологической основой речи слу­жит мысль и условием ее развития является обогащение мысли. Лишь на осн ...

Основы деятельности ДДТ
2.1 Основная цель образовательной деятельности ДДТ — обеспечение достаточных условий для личностного развития ребенка, укрепления здоровья и профессионального самоопределения, адаптация их к жизни в обществе, формирование общей культуры, организация содержательного досуга. 2.2 Самостоятельно разраб ...

Опыт использования компьютерный технологий для обучения информатике незрячих детей
Современные информационные образовательные технологии могут быть использованы для предоставления образовательных услуг людям с ограниченными возможностями, например, незрячим и слабовидящим. Следует отметить, что компьютерные технологии в данном случае рассматриваются не только и не столько как пре ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru