Определение категорий исследуемой проблемы

Страница 3

Творчество – форма деятельности, в структуре которой проявляется соотношение сознательного и бессознательного начал, направленной на создание новых ценностей, новых идей; это открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи. Это и важнейший механизм развития личности, ее самореализации.

Мы определяем творчество старшеклассников как деятельность в области, связанной с их интересами и способностями, в процессе которой школьник осуществляет поиск и применение оригинальных способов решения заданий, а результат имеет индивидуальную значимость и субъективную новизну. Мы придерживаемся выводов тех ученых, которые утверждают, что умелое использование творчества в учебной и внеучебной деятельности способствует формированию познавательных мотивов учения; выполнение работы творческого характера стимулирует школьника к осознанному стремлению к получению новой информации по интересующим его проблемам. Получение новых знаний, появление новых умений становится самоценным. То есть творчество –

это процесс создания субъективно нового, основанный на активизации способности школьников порождать продуктивные оригинальные идеи и выходить за пределы стандартного исполнительства.

Понятие «творчество» неразрывно связано с понятием «способности». Внимание к проблеме способностей отмечается во все периоды становления педагогической науки. Я.А. Коменский полагал, что те способности, которыми дети обладают от рождения, развиваются только в процессе целенаправленного воспитания, при умелом педагогическом подходе все дети могут стать воспитанными и образованными. Непременным условием развития человека, является «усовершенствование своего природного дарования для достижения своих собственных целей и результативности начатого дела». Для этого необходимо приобрести «способность обо многом мыслить и во все быстро вникать; различать доброе и злое; искусно выполнять дела; поучительно и мудро говорить». Данные способности отличают образованного человека от необразованного.

Сквозной идеей концепции К.Д. Ушинского является мысль о том, что каждый ребенок от природы наделен рядом задатков и способностей, формирование и направление развития которых зависят от условий жизни и воспитания. Понятие «развитие ребенка», в частности его наклонностей, определяет взгляд на ребенка как на существо, непрерывно изменяющееся по определенным внутренним, присущим только ему законам.

Автор рассмотрел последовательность этапов формирования приобретенных способностей: полученная с помощью органов чувств разнообразная информация об изучаемом объекте или явлении находит отражение в деятельности сознания и накапливается в виде «следов» ощущений. В процессе повторения «следы» данной деятельности расширяются, усложняются и закрепляются, что приводит к овладению новыми приемами работы в исследуемой области.

Способности определяются как природная одаренность, талантливость или как умение, а также как возможность производить какие-нибудь действия. Это заключение является для нас значимым.

Выделим ряд основных положений во взгляде на способности, позволяющих выдвинутый тезис реализовать в практике:

- способность

– это совокупность психических свойств, обусловливающих успешное выполнение нескольких видов или одной деятельности;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Читайте также:

Разработанность аспектов проблемы в теории и практике воспитания на современном этапе работы группы продлённого дня
воспитанность урок школьник нравственный Проблема нравственного воспитания и формирования будущей личности прослеживается в работах многих опытных педагогов. По словам замечательного педагога В.А.Сухомлинского дети должны жить в мире красоты, сказки, музыки, рисунка, творчества. Младший школьный во ...

Понятие “самостоятельная” работа и её функции
Анализ монографических работ, посвящённых проблеме организации самостоятельной работы школьников, П.И. Пидкасистого, И.А.Зимней, показал, что понятие самостоятельной работы трактуется неоднозначно: Самостоятельная работа – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, ...

Трудности семейного воспитания единственного ребенка
Можно утверждать, что воспитание единственного сына или единственной дочери гораздо более трудное дело, чем воспитание нескольких детей. Даже в том случае, если семья испытывает некоторые материальные затруднения, нельзя ограничиваться одним ребенком. Единственный ребенок очень скоро становится цен ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru