Определение категорий исследуемой проблемы

Страница 3

Творчество – форма деятельности, в структуре которой проявляется соотношение сознательного и бессознательного начал, направленной на создание новых ценностей, новых идей; это открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи. Это и важнейший механизм развития личности, ее самореализации.

Мы определяем творчество старшеклассников как деятельность в области, связанной с их интересами и способностями, в процессе которой школьник осуществляет поиск и применение оригинальных способов решения заданий, а результат имеет индивидуальную значимость и субъективную новизну. Мы придерживаемся выводов тех ученых, которые утверждают, что умелое использование творчества в учебной и внеучебной деятельности способствует формированию познавательных мотивов учения; выполнение работы творческого характера стимулирует школьника к осознанному стремлению к получению новой информации по интересующим его проблемам. Получение новых знаний, появление новых умений становится самоценным. То есть творчество –

это процесс создания субъективно нового, основанный на активизации способности школьников порождать продуктивные оригинальные идеи и выходить за пределы стандартного исполнительства.

Понятие «творчество» неразрывно связано с понятием «способности». Внимание к проблеме способностей отмечается во все периоды становления педагогической науки. Я.А. Коменский полагал, что те способности, которыми дети обладают от рождения, развиваются только в процессе целенаправленного воспитания, при умелом педагогическом подходе все дети могут стать воспитанными и образованными. Непременным условием развития человека, является «усовершенствование своего природного дарования для достижения своих собственных целей и результативности начатого дела». Для этого необходимо приобрести «способность обо многом мыслить и во все быстро вникать; различать доброе и злое; искусно выполнять дела; поучительно и мудро говорить». Данные способности отличают образованного человека от необразованного.

Сквозной идеей концепции К.Д. Ушинского является мысль о том, что каждый ребенок от природы наделен рядом задатков и способностей, формирование и направление развития которых зависят от условий жизни и воспитания. Понятие «развитие ребенка», в частности его наклонностей, определяет взгляд на ребенка как на существо, непрерывно изменяющееся по определенным внутренним, присущим только ему законам.

Автор рассмотрел последовательность этапов формирования приобретенных способностей: полученная с помощью органов чувств разнообразная информация об изучаемом объекте или явлении находит отражение в деятельности сознания и накапливается в виде «следов» ощущений. В процессе повторения «следы» данной деятельности расширяются, усложняются и закрепляются, что приводит к овладению новыми приемами работы в исследуемой области.

Способности определяются как природная одаренность, талантливость или как умение, а также как возможность производить какие-нибудь действия. Это заключение является для нас значимым.

Выделим ряд основных положений во взгляде на способности, позволяющих выдвинутый тезис реализовать в практике:

- способность

– это совокупность психических свойств, обусловливающих успешное выполнение нескольких видов или одной деятельности;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Читайте также:

Профессиональная деятельность и личность педагога
Смысл педагогической профессии выявляется в деятельности, которую осуществляют ее представители и которая называется педагогической. Она представляет собой особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание ...

Определение уровня развития изобразительной деятельности детей раннего возраста в ДОУ «Малыш»
Изучив теоретические вопросы развития восприятия детей раннего возраста в предметной деятельности, лллмы перешли к экспериментальной работе, которая состоит из 3 последующих этапов эксперимента: констатирующего, формирующего и контрольного. Экспериментальное исследование было организованно на базе ...

Генезис тестирования в образовании
Первый этап: около 40 тыс. – 4-3 тыс. лет до н. э. В рамках этого этапа воспитание и обучение носили коллективный характер, и система испытаний веками оставалась практически неизменной. Второй этап: от рубежа IV – III-го тысячелетия до н. э. до середины XYII-го в.(эпоха Нового времени). На этом эта ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru