Концепция творчества в философском наследии М.М. Бахтина понимается как «единство (развивающейся) идеи на разных этапах развития». При таком подходе создается возможность для сотворчества. По мнению М.М. Бахтина, истина не рождается и не находится в голове отдельного человека, она рождается между людьми, совместно открывающими истину, в процессе их диалогического общения.
Данное понимание творческого развития связано с определенным толкованием культуры, при котором этапы формирования личности понимаются не только как снимающие друг друга в прогрессивном развитии, но и как существующие одновременно и вступающие в диалог друг с другом.
Основные положения теории творчества, изложенной в трудах М.М. Бахтина, актуализированы и разработаны в 70-е годы B.C. Библером и С.Ю. Кургановым в авторской концепции Школы диалога культур. Л.С. Выготский понимал творчество как необходимое условие существования человека, как все, что выходит за пределы рутины и в чем заключено новое.
Наиболее полное общее определение понятия творчества, по нашему мнению, раскрыто Я.А. Пономаревым в его исследовании. «Творчество – необходимое условие развития материи, образования ее новых форм, вместе с возникновением которых, меняются и сами формы творчества. Творчество человека лишь одна из таких форм».
Творчество, по данному определению, не является равнозначным понятию «развитие», согласно утверждению ЯЛ. Пономарева «всеобщий критерий творчества выступает как критерий развития».
В.И Андреев считает, что «творчество имеет два вектора – один направлен вовне, в предметную деятельность, а другой – на самого человека, на самосозидание». Среди основополагающих признаков творчества он выделяет:
а) наличие противоречия, проблемной ситуации или творческой задачи;
б) социальная и личная значимость и прогрессивность, т.е. она вносит вклад в развитие общества и личности (антисоциальная деятельность, даже в ее самой изобретательной форме – это не творчество, а варварство);
в) наличие объективных (социальных, материальных) предпосылок, условий для творчества;
г) наличие субъективных личностных качеств – знаний, умений, особенно положительной мотивации, творческих способностей личности (предпосылок личности);
д) новизна и оригинальность процессов и результатов.
По утверждению В.И. Андреева, при исключении хотя бы одного из характеризующих компонентов творческая деятельность «либо не состоится, либо деятельность не может быть названа творческой». «Творчество, по В.И. Андрееву, один из видов человеческой деятельности, направленной на разрешение противоречия (решение творческой задачи), для которой необходимы объективные (социальные, материальные) и субъективные личностные условия (знания, умения, творческие способности), результат которой обладает новизной и оригинальностью, личной и социальной значимостью и прогрессивностью».
В.А. Моляко отмечает: «Творчество, важно само по себе как создание нового, оригинального, важно так же и как стимулятор деятельности, способствующей развитию познавательной сферы и развитию личности в целом».
Для нашего исследования важным является рассмотрение творчества как дающей нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью наиболее активной формы деятельности человека, «деятельности, порождается, оригинальностью, уникальностью».
Читайте также:
Роль и место политехнических знаний при изучении
раздела «Вязание на спицах», 8 класс
Цель изучения этого раздела – способствовать формированию у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, художественно-творческой активности, помочь им в овладении образным языком декоративно-прикладного искусства. Предлагаемая программа построена так, чтоб ...
Структура лексикона
Развитие психолингвистики и других наук о человеке стимулировало интерес к устройству словаря в голове индивида, функционирующего в соответствии с закономерностями психического развития человека ̶ носителя языка и культуры. Такой словарь принято называть ментальным или внутренним лексиконом че ...
Влияние компьютерных игр на социализацию личности детей
Компьютерные игры – порождение электронной эры и продукт массовой культуры – нашли благодатную почву для распространения в нашей стране. Зачастую в наше время дети свое свободное время проводят за компьютерными играми, засиживая в компьютерных клубах или просто дома. Это одна из важных социальных п ...