Концепция творчества в философском наследии М.М. Бахтина понимается как «единство (развивающейся) идеи на разных этапах развития». При таком подходе создается возможность для сотворчества. По мнению М.М. Бахтина, истина не рождается и не находится в голове отдельного человека, она рождается между людьми, совместно открывающими истину, в процессе их диалогического общения.
Данное понимание творческого развития связано с определенным толкованием культуры, при котором этапы формирования личности понимаются не только как снимающие друг друга в прогрессивном развитии, но и как существующие одновременно и вступающие в диалог друг с другом.
Основные положения теории творчества, изложенной в трудах М.М. Бахтина, актуализированы и разработаны в 70-е годы B.C. Библером и С.Ю. Кургановым в авторской концепции Школы диалога культур. Л.С. Выготский понимал творчество как необходимое условие существования человека, как все, что выходит за пределы рутины и в чем заключено новое.
Наиболее полное общее определение понятия творчества, по нашему мнению, раскрыто Я.А. Пономаревым в его исследовании. «Творчество – необходимое условие развития материи, образования ее новых форм, вместе с возникновением которых, меняются и сами формы творчества. Творчество человека лишь одна из таких форм».
Творчество, по данному определению, не является равнозначным понятию «развитие», согласно утверждению ЯЛ. Пономарева «всеобщий критерий творчества выступает как критерий развития».
В.И Андреев считает, что «творчество имеет два вектора – один направлен вовне, в предметную деятельность, а другой – на самого человека, на самосозидание». Среди основополагающих признаков творчества он выделяет:
а) наличие противоречия, проблемной ситуации или творческой задачи;
б) социальная и личная значимость и прогрессивность, т.е. она вносит вклад в развитие общества и личности (антисоциальная деятельность, даже в ее самой изобретательной форме – это не творчество, а варварство);
в) наличие объективных (социальных, материальных) предпосылок, условий для творчества;
г) наличие субъективных личностных качеств – знаний, умений, особенно положительной мотивации, творческих способностей личности (предпосылок личности);
д) новизна и оригинальность процессов и результатов.
По утверждению В.И. Андреева, при исключении хотя бы одного из характеризующих компонентов творческая деятельность «либо не состоится, либо деятельность не может быть названа творческой». «Творчество, по В.И. Андрееву, один из видов человеческой деятельности, направленной на разрешение противоречия (решение творческой задачи), для которой необходимы объективные (социальные, материальные) и субъективные личностные условия (знания, умения, творческие способности), результат которой обладает новизной и оригинальностью, личной и социальной значимостью и прогрессивностью».
В.А. Моляко отмечает: «Творчество, важно само по себе как создание нового, оригинального, важно так же и как стимулятор деятельности, способствующей развитию познавательной сферы и развитию личности в целом».
Для нашего исследования важным является рассмотрение творчества как дающей нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью наиболее активной формы деятельности человека, «деятельности, порождается, оригинальностью, уникальностью».
Читайте также:
Современные подходы к определению содержания образовательной программы
Предусматриваемое программой содержание образование должно быть ориентировано на предоставление возможности узнавания имманентно (внутренне) содержащихся в предмете обучения образов явлений, фактов, отношений и для этого: востребовать субъектный опыт, задействовать сферу чувств, переживаний; основа ...
Сущность управления муниципальным общеобразовательным
учреждением
Согласно ст.8 Закона Российской Федерации «Об образовании», система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих (см. рис.1): - преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; - сети реал ...
Методы организации
обучения с
применением персонального компьютера
В практике обучения могут применяться четыре основных метода обучения: объяснительно-иллюстративный репродуктивный проблемный исследовательский Учитывая, что первый метод не предусматривает наличия обратной связи между учеником и системой обучения, его использование в системах с использованием ПК б ...