Определение категорий исследуемой проблемы

Страница 4

- врождёнными могут быть только некоторые анатомо-физиологические особенности, благоприятствующие развитию способностей;

Способности, хотя и зависят от задатков, всегда являются результатом развития; – развитие способностей возможно только в результате планомерного изучения данной деятельности: чем разнообразнее и содержательнее деятельность, тем полнее и ярче могут проявляться и развиваться способности;

- развитие способностей происходит значительно медленнее, чем образование знаний и умений;

- в основе успешного выполнения одной и той же деятельности могут лежать различные сочетания способностей, что открывает беспредельные возможности развития личности.

Из этих положений можно сделать вывод о том, что способности

– индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности.

И хотя способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам, но они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами некоторой деятельности.

Различают общие и специальные способности. Общие способности – это индивидуальные особенности личности, обеспечивающие успешность овладения общими знаниями и реализации разных видов деятельности. Такая способность, как наблюдательность, нужна и художнику, и педагогу; организаторские способности, распределяемость внимания, хорошая зрительная память, творческое воображение должны быть присущи людям многих профессий. Примерами общих способностей являются интеллектуальные, трудовые, к обучению и др. Специальные способности – это индивидуальные особенности личности, обеспечивающие успешность овладения специальными знаниями и осуществления определенной деятельности. Например, художественные, математические, педагогические, организаторские и т.п.

Остановимся подробнее на характеристике творческих способностей, определяющих успешность выполнения субъектом творческой деятельности различного рода. Понятию творческих способностей в психологии соответствует понятие креативность – способность человека к порождению оригинального продукта.

Понятие «творческие способности» очень близко понятию «одаренность». Однако не следует их идентифицировать. Одаренность – понятие более общее, показывающее возможность достижения определенных результатов на том или ином уровне развития изобразительных и творческих способностей благодаря уже имевшимся ранее потенциальным психологическим и физиологическим возможностям личности. Одаренность рассматривается в тесной связи со способностями, общим развитием, широкими знаниями и практическими умениями и навыками, т.е. в прямой связи с общей одаренностью и непосредственной зависимостью от нее. По мнению А.В. Хуторского, термины «одаренность», «талант» и «гений» означают не что иное, как систему качественных оценок творческой самореализации любого школьника, применяемую к нему в каждой из образовательных областей. Соответственно под одаренностью детей он понимает степень их творческой самореализации в образовательной области; чем более ребенку удается выразить себя в той или иной области деятельности, тем более одаренным и талантливым в этом направлении его следует считать. Одаренность в данном смысле связана с творческими возможностями и способностями ученика.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Читайте также:

Анализ школьных учебников по геометрии федерального комплекта
При подготовке факультативного курса "параметры в геометрии" я просмотрела три учебника: Геометрия 7-9 Атанасяна Л.С. и д.р. Геометрия 7-11 Погорелова А.В. Геометрия 7-9 Шарыгин И.Ф. Ни один из этих учебников не содержит вводной теоретической информации о параметре в геометрии, то есть, н ...

Психолого-физиологическая характеристика подростков
Особенности проявлений подросткового возраста определяются конкретными социальными обстоятельствами, и, прежде всего, изменением места ребенка в обществе, когда подросток субъективно вступает в новые отношения с миром взрослых, что составляет новое содержание его сознания, формируя такое психологич ...

Анализ теоретических подходов к этнокультуре в развитии дошкольника
Включение ребенка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества, - одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей. Подчеркивая значение искусства для разностороннего развития чел ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru