- врождёнными могут быть только некоторые анатомо-физиологические особенности, благоприятствующие развитию способностей;
Способности, хотя и зависят от задатков, всегда являются результатом развития; – развитие способностей возможно только в результате планомерного изучения данной деятельности: чем разнообразнее и содержательнее деятельность, тем полнее и ярче могут проявляться и развиваться способности;
- развитие способностей происходит значительно медленнее, чем образование знаний и умений;
- в основе успешного выполнения одной и той же деятельности могут лежать различные сочетания способностей, что открывает беспредельные возможности развития личности.
Из этих положений можно сделать вывод о том, что способности
– индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности.
И хотя способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам, но они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами некоторой деятельности.
Различают общие и специальные способности. Общие способности – это индивидуальные особенности личности, обеспечивающие успешность овладения общими знаниями и реализации разных видов деятельности. Такая способность, как наблюдательность, нужна и художнику, и педагогу; организаторские способности, распределяемость внимания, хорошая зрительная память, творческое воображение должны быть присущи людям многих профессий. Примерами общих способностей являются интеллектуальные, трудовые, к обучению и др. Специальные способности – это индивидуальные особенности личности, обеспечивающие успешность овладения специальными знаниями и осуществления определенной деятельности. Например, художественные, математические, педагогические, организаторские и т.п.
Остановимся подробнее на характеристике творческих способностей, определяющих успешность выполнения субъектом творческой деятельности различного рода. Понятию творческих способностей в психологии соответствует понятие креативность – способность человека к порождению оригинального продукта.
Понятие «творческие способности» очень близко понятию «одаренность». Однако не следует их идентифицировать. Одаренность – понятие более общее, показывающее возможность достижения определенных результатов на том или ином уровне развития изобразительных и творческих способностей благодаря уже имевшимся ранее потенциальным психологическим и физиологическим возможностям личности. Одаренность рассматривается в тесной связи со способностями, общим развитием, широкими знаниями и практическими умениями и навыками, т.е. в прямой связи с общей одаренностью и непосредственной зависимостью от нее. По мнению А.В. Хуторского, термины «одаренность», «талант» и «гений» означают не что иное, как систему качественных оценок творческой самореализации любого школьника, применяемую к нему в каждой из образовательных областей. Соответственно под одаренностью детей он понимает степень их творческой самореализации в образовательной области; чем более ребенку удается выразить себя в той или иной области деятельности, тем более одаренным и талантливым в этом направлении его следует считать. Одаренность в данном смысле связана с творческими возможностями и способностями ученика.
Читайте также:
Экспериментальная
проверка знаний и умений учащихся
Экспериментальная проверка результатов обучения может быть индивидуальной (работа учащегося у демонстрационного стола, выполнение практической контрольной работы по всем вариантам класса) или фронтальной (практическое занятие по экспериментальному решению задач, когда проверяются не только знания, ...
Индивидуальность в образовательном пространстве
Основным принципом разработки личностно-ориентированного обучения информатике, как отмечалось выше, является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. Индивидуальность рассматривается как неповторимое своеобразие каждого человека, осуществляю ...
Концепция образовательной программы «Аэродром перспектив»
Разработчиками программы для детского летнего оздоровительного лагеря «Красэйр» являются: научный руководитель – заведующий кафедрой педагогии высшей школы ИЕГиН СФУ, кандидат физико-математических наук, профессор А.М. Аронов; директор лагеря, руководитель краевой научной школы «Свободный разум» – ...