Определение категорий исследуемой проблемы

Страница 4

- врождёнными могут быть только некоторые анатомо-физиологические особенности, благоприятствующие развитию способностей;

Способности, хотя и зависят от задатков, всегда являются результатом развития; – развитие способностей возможно только в результате планомерного изучения данной деятельности: чем разнообразнее и содержательнее деятельность, тем полнее и ярче могут проявляться и развиваться способности;

- развитие способностей происходит значительно медленнее, чем образование знаний и умений;

- в основе успешного выполнения одной и той же деятельности могут лежать различные сочетания способностей, что открывает беспредельные возможности развития личности.

Из этих положений можно сделать вывод о том, что способности

– индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности.

И хотя способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам, но они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами некоторой деятельности.

Различают общие и специальные способности. Общие способности – это индивидуальные особенности личности, обеспечивающие успешность овладения общими знаниями и реализации разных видов деятельности. Такая способность, как наблюдательность, нужна и художнику, и педагогу; организаторские способности, распределяемость внимания, хорошая зрительная память, творческое воображение должны быть присущи людям многих профессий. Примерами общих способностей являются интеллектуальные, трудовые, к обучению и др. Специальные способности – это индивидуальные особенности личности, обеспечивающие успешность овладения специальными знаниями и осуществления определенной деятельности. Например, художественные, математические, педагогические, организаторские и т.п.

Остановимся подробнее на характеристике творческих способностей, определяющих успешность выполнения субъектом творческой деятельности различного рода. Понятию творческих способностей в психологии соответствует понятие креативность – способность человека к порождению оригинального продукта.

Понятие «творческие способности» очень близко понятию «одаренность». Однако не следует их идентифицировать. Одаренность – понятие более общее, показывающее возможность достижения определенных результатов на том или ином уровне развития изобразительных и творческих способностей благодаря уже имевшимся ранее потенциальным психологическим и физиологическим возможностям личности. Одаренность рассматривается в тесной связи со способностями, общим развитием, широкими знаниями и практическими умениями и навыками, т.е. в прямой связи с общей одаренностью и непосредственной зависимостью от нее. По мнению А.В. Хуторского, термины «одаренность», «талант» и «гений» означают не что иное, как систему качественных оценок творческой самореализации любого школьника, применяемую к нему в каждой из образовательных областей. Соответственно под одаренностью детей он понимает степень их творческой самореализации в образовательной области; чем более ребенку удается выразить себя в той или иной области деятельности, тем более одаренным и талантливым в этом направлении его следует считать. Одаренность в данном смысле связана с творческими возможностями и способностями ученика.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Читайте также:

Современные проблемы изучения детей
В бурно меняющихся условиях современной действительности (общественной и школьной) у школьных педагогов заметно возрос интерес к научно-педагогическим и психологическим методикам изучения личности учащихся, классного коллектива, хода и результативности воспитательного процесса. Причин тому много: и ...

Актуальность формирования толерантности в детском оздоровительном лагере
Проблема толерантности - одна из самых острых как в обществе в целом, так и в условиях детского оздоровительного лагеря. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, дети и мы (взрослые) не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно научить ...

Содержание современного образования
Учитель никогда не критикует, не сравнивает, не призывает. Он показывает, объясняет, дает пример. Критика порождает сомнение в своих творческих силах, а установки приучают к исполнительности и рутине. Г. Воробьев "Под парадигмой я понимаю признанные всеми научные достижения которые в течение о ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru