- творческий потенциал – совокупность интеллектуальных и практических знаний, умений и навыков, способность применить их при постановке проблемы и поиске путей решения с опорой на интуицию и логическое мышление, одаренность в определенной сфере и т.д.; индивидуально-психологическое своеобразие – волевые черты характера, эмоциональная устойчивость при преодолении трудностей, самоорганизация, критическая самооценка, восторженное переживание достигнутого успеха, осознание себя как творца материальных и духовных ценностей и т.д.
Из всего сказанного в своем исследовании мы приняли как концептуальное положение следующий тезис: создавая педагогические условия для творческого развития старшеклассника, следует учитывать задатки, творческие способности, мотивы, эмоциональную устойчивость при преодолении трудностей и др.
Н.Т. Толстолуцких считает, что творческая деятельность чаще всего осуществляется на нескольких уровнях:
I уровень: репродуктивный. Учащийся проявляет постоянный интерес и способность к творчеству, знакомится с образцами творческой деятельности других людей, что ведет к повышению уровня воспитанности, изучает биографии творческих личностей, проявляет трудолюбие в коллективных делах.
II уровень: активно-познавательный. Учащийся испытывает настоятельную потребность в творчестве, проявляет творческие способности и волевые усилия при исполнительском виде деятельности, пробует свои силы, создавая продукты своей деятельности по готовым образцам.
III уровень: частично-поисковый. У учащегося развивается способность в образцы собственного творческого труда частично привносить элементы нового, оригинального, имеющего ценность, изменяющая ценностные ориентации, что влияет на повышение уровня воспитанности.
IV уровень: собственно-творческий. Учащийся самостоятельно создает образцы творческой деятельности, имеющие подлинную художественную ценность для других людей.
При традиционных формах обучения учащийся, приобретая и усваивая некоторую информацию, становится способным воспроизвести указанные ему способы деятельности. Однако он не принимает участия в творческом поиске пути решения поставленной проблемы и, не приобретает опыта такого поиска.
Для того чтобы формировать творческий опыт, необходимо конструировать специальные педагогические ситуации, требующие и создающие условия для творческого решения. Возможность конструирования таких ситуаций обусловлена тем, что обучение творчеству главным образом осуществляется на проблемах, уже решенных обществом и способы решения которых уже известны. Учащийся же только в отдельных случаях, на определенном уровне своего развития и в зависимости от организующей деятельности учителя может создавать новые ценности. Поэтому применительно к процессу обучения творчество следует определить как форму деятельности человека, направленную на создание качественно новых для него ценностей, имеющих общественное значение, то есть важных для формирования личности как общественного субъекта.
Таким образом, в своей работе под
творческими способностями мы будем понимать совокупность психических свойств, обусловливающих успешное выполнение деятельности, направленной на создание субъективно нового и порождающей продуктивные оригинальные идеи, выходящие за пределы стандартного исполнительства.
Читайте также:
Нормативно-правовые акты, защищающие права слабослышащих
детей
Прошло немногим более полутора десятков лет с того момента, как ребенок стал особым и самостоятельным субъектом права. За 11 лет до окончания столетия, человеческое сообщество, дабы не лишиться надежды на свое лучшее будущее, приняло соглашение, которое на международном уровне определило основные п ...
Анализ эффективности
экспериментальной работы
План – программой были охвачены 7 детей из представленной группы. После проведения экспериментального исследования дети контрольной и экспериментальной группы были вновь обследованы на уровень подготовленности и наличие умений изобразительных приемов и навыков. Полученные результаты представлены в ...
Перечень основных недостатков социально-экономической эффективности системы
дошкольного образования г. Иркутска
Сфера образования в г. Иркутске традиционно считается затратной сферой. В разные периоды новейшей истории города предпринимались попытки изменить ситуацию, превратить сферу образования в инвестиционную. Однако, по сути, экономический фундамент образования не создавал достаточной инфраструктуры для ...