Проблема развития творческих способностей сложна, многогранна, универсальна по своему характеру. Ее решение ведется представителями разных наук: философами и искусствоведами, психологами и физиологами, педагогами и методистами. Тем или иным аспектам рассматриваемой проблемы посвящено немало работ известных ученых (Б.Г. Ананьев, В.М. Бехтерев, П.П. Блонский, А.В. Брушлинский, Л.М. Веккер, Л.С. Выготский, В.П. Зинченко, Е.И. Игнатьев, В.И. Кириенко, Б.Ф. Ломов, О.И. Никифорова, В.П. Полонский, Я.А. Пономарев, Б.М. Теплов, Д.Н. Узнадзе, П.М. Якобсон и др.).
Дж. Гилфордом была предложена трехмерная модель структуры интеллекта. В ней способности адекватны таким психическим процессам и умениями человека, как память, дивергентная и конвергентная продуктивность, оценивание. Одно из значительных его достижений связано с разведением понятий дивергентного и конвергентного мышления. Выделение двух типов мыслительных операций (конвергенция и дивергенция) позволило ему сформулировать концепцию креативности как познавательной творческой способности, согласно которой основой креативности, или общей творческой способности, являются операции мышления: дивергенция, преобразование и выражение отношения между чем-либо. Дивергенция определяется как тип мышления, идущего в разных направлениях, допускающий варьирование путей решения проблемы, что может приводить к неожиданным результатам и выводам. Автором были выделены параметры способности к творчеству, основными из которых он называет генерирование большого числа идей, гибкость мышления, проявляющую себя в способности к продуцированию разнообразных идей, и оригинальность как способность отвечать на раздражители нестандартно.
Способность к творчеству рассматривается на индивидуально-личностном уровне как общеличностное свойство. В последние годы набирает силу идея, заключающаяся в том, что способность к творчеству является не просто отдельной чертой мышления, чертой высокоразвитого интеллекта, не только способностью к осуществлению какой-либо специальной деятельности, а выступает сложным интегративным личностным образованием, обеспечивающим человеку творческий уровень осуществления жизнедеятельности.
Значимым является разработанная А.М. Матюшкиным концепция творческой одаренности. Автор считает, что психологическая структура одаренности совпадает с основными структурными элементами, характеризующими творчество и творческое развитие человека. Он предложил синтетическую структуру творческой одаренности, в которой основными структурными компонентами являются: доминирующая роль познавательной мотивации, исследовательская творческая активность, возможность достижения оригинальных, нестандартных решений; возможность прогнозирования и предвосхищения; способность к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные и интеллектуальные оценки.
Попытка определить с позиций целостного подхода сущность человека как проявление его творческих начал во всех сферах жизнедеятельности была предпринята В.И. Пархоменко. Ученый раскрывает содержание понятия «творческая личность» – личность, способная к созидательно-инновационной деятельности и самосовершенствованию, основными компонентами которой являются:
- творческая направленность – мотивационно-потребностная ориентация на творческое самовыражение, целевые установки на личностно и общественно значимые результаты и т.д.;
Читайте также:
Обучение ОРУ в движении
Этот способ отличается тем, что упражнения выполняются без остановки в движении на одной из сторон зала, по диагонали и т.д. В первом случае упражнения выполняются в колонне по одному во время движения в обход или по кругу (в основном на уроках спортивных игр и легкой атлетики). При проведении упра ...
Разработка уроков по теме "Приведенные квадратные
уравнении
Урок - презентация по теме "Приведенные квадратные уравнения Тип урока: изучение новой темы. Цели: повторить понятие квадратного уравнения; ввести понятие приведенного квадратного уравнения; формировать умение распознавать квадратные уравнения и приводить к ним. Ход урока: Организационный моме ...
Изображение
пространства. Виды пейзажа
Неисчерпаемое многообразие природы породило в изобразительном искусстве различные виды пейзажного жанра. В парковом пейзаже изображаются уголки природы, созданные для отдыха и удовлетворения эстетических потребностей людей. Эта природа оказывает свое воздействие то геометрически строгой, то свободн ...