Определение категорий исследуемой проблемы

Страница 5

Проблема развития творческих способностей сложна, многогранна, универсальна по своему характеру. Ее решение ведется представителями разных наук: философами и искусствоведами, психологами и физиологами, педагогами и методистами. Тем или иным аспектам рассматриваемой проблемы посвящено немало работ известных ученых (Б.Г. Ананьев, В.М. Бехтерев, П.П. Блонский, А.В. Брушлинский, Л.М. Веккер, Л.С. Выготский, В.П. Зинченко, Е.И. Игнатьев, В.И. Кириенко, Б.Ф. Ломов, О.И. Никифорова, В.П. Полонский, Я.А. Пономарев, Б.М. Теплов, Д.Н. Узнадзе, П.М. Якобсон и др.).

Дж. Гилфордом была предложена трехмерная модель структуры интеллекта. В ней способности адекватны таким психическим процессам и умениями человека, как память, дивергентная и конвергентная продуктивность, оценивание. Одно из значительных его достижений связано с разведением понятий дивергентного и конвергентного мышления. Выделение двух типов мыслительных операций (конвергенция и дивергенция) позволило ему сформулировать концепцию креативности как познавательной творческой способности, согласно которой основой креативности, или общей творческой способности, являются операции мышления: дивергенция, преобразование и выражение отношения между чем-либо. Дивергенция определяется как тип мышления, идущего в разных направлениях, допускающий варьирование путей решения проблемы, что может приводить к неожиданным результатам и выводам. Автором были выделены параметры способности к творчеству, основными из которых он называет генерирование большого числа идей, гибкость мышления, проявляющую себя в способности к продуцированию разнообразных идей, и оригинальность как способность отвечать на раздражители нестандартно.

Способность к творчеству рассматривается на индивидуально-личностном уровне как общеличностное свойство. В последние годы набирает силу идея, заключающаяся в том, что способность к творчеству является не просто отдельной чертой мышления, чертой высокоразвитого интеллекта, не только способностью к осуществлению какой-либо специальной деятельности, а выступает сложным интегративным личностным образованием, обеспечивающим человеку творческий уровень осуществления жизнедеятельности.

Значимым является разработанная А.М. Матюшкиным концепция творческой одаренности. Автор считает, что психологическая структура одаренности совпадает с основными структурными элементами, характеризующими творчество и творческое развитие человека. Он предложил синтетическую структуру творческой одаренности, в которой основными структурными компонентами являются: доминирующая роль познавательной мотивации, исследовательская творческая активность, возможность достижения оригинальных, нестандартных решений; возможность прогнозирования и предвосхищения; способность к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные и интеллектуальные оценки.

Попытка определить с позиций целостного подхода сущность человека как проявление его творческих начал во всех сферах жизнедеятельности была предпринята В.И. Пархоменко. Ученый раскрывает содержание понятия «творческая личность» – личность, способная к созидательно-инновационной деятельности и самосовершенствованию, основными компонентами которой являются:

- творческая направленность – мотивационно-потребностная ориентация на творческое самовыражение, целевые установки на личностно и общественно значимые результаты и т.д.;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Читайте также:

Развитие творческих способностей учащихся начальных классов
Главная проблема, с которой сталкивается человек в течение всей своей жизни - это как реализовать себя, как использовать скрытые задатки и способности. Способности и задатки есть у каждого, но реализуются не у всех. Вопрос в том, как пробудить способности к жизни и как помочь им развиться. Поэтому ...

Описание фрагментов воспитательных занятий
Знания детей о нравственных нормах, полученные на занятиях, во время экскурсий, из собственных жизненных наблюдений, нередко бывают разрозненными и неполными. Для обобщения знаний о нравственности я провожу беседы по разнообразной тематике. Это беседы о товариществе и дружбе, о честности, трудолюби ...

Комментированное чтение как традиционный приём работы на уроках литературы
Термин «комментированное чтение» вошел в литературу вначале как определение приема обучения и получил более широкое истолкование несколько позже, когда некоторые авторы (Г.И. Беленький, М.А. Шнеерсон и др.) вынесли его в оглавление своих исследований, освещающих целостный анализ, в котором существе ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru