Интерпретация результатов тестирования зависела от специфики выборки и оценивалась по показателям беглости, оригинальности и гибкости полученных ответов. В нашем исследовании использовалась методика обработки данных по Л.Ф. Обуховой, адаптированная к детской выборке. Были выделены два способа выполнения заданий – творческий и нетворческий.
Беглость связывалась с количеством ответов в каждом субтесте за предложенный лимит времени. При отказе ребенка от выполнения задания ставили 0 баллов. При оценке оригинальности рисунка (общий показатель определяется суммой баллов по I и III субтестам) мы принимали во внимание редкость и необычность идей, а также творческий характер их воплощения.
Гибкость (по II субтесту) оценивалась по степени разнообразия ответов, по количеству использованных гештальтов в содержании рисунков.
Каждый верный ответ оценивался одним баллом. В зависимости от общего количества присвоенных баллов устанавливался уровень продуктивности мышления: к высокому причисляли школьников, давших до 7 и более ответов; к среднему относили школьников, давших до 5 ответов; к допустимому – до 3 ответов; к низкому относили школьников, которые не дали ни одного ответа.
По итогам педагогической диагностики были выделены 4 уровня развития художественно-творческих способностей: высокий, средний, допустимый, низкий.
Высокий уровень
характеризуется единством процессов познания, воображения и действий школьника; самостоятельной постановкой новых целей и самостоятельным их достижением; деятельность в большинстве случаев приобретает черты оригинального творчества.
Средний уровень
указывает на то, что воображение интенсивно развивается и органически вплетается в контекст познания; школьник имеет собственные творческие находки, открытия, способствующие более частому проявлению художественно-творческих способностей; в деятельности иногда наблюдается оригинальность, внешний стимул отсутствует.
Допустимый уровень
отличается преобладанием познания над воображением. Деятельность продуктивного характера определяется в основном действием внешнего стимула, оригинальность отсутствует.
Низкий уровень
свидетельствует о том, что познание и воображение находятся на начальном уровне развития; преобладает воспроизводящая деятельность, в которой важную роль играет образец и внешний стимул.
Распределение школьников экспериментальной и контрольной групп по уровням развития художественно-творческих способностей на констатирующем этапе эксперимента представлены в таблице №4.
Таблица 4
|
Группы |
Количество учащихся |
Уровни развития художественно-творческих способностей | |||||||
|
Низкий |
Допустимый |
Средний |
Высокий | ||||||
|
Число |
% |
Число |
% |
Число |
% |
Число |
% | ||
|
Экспериментальная |
28 |
8 |
28,57 |
17 |
60,72 |
2 |
7,14 |
1 |
3,57 |
|
Контрольная |
29 |
10 |
34,48 |
15 |
51,72 |
2 |
6,9 |
2 |
6,9 |
В экспериментальной группе только у 3.57% школьников мы отметили высокий и у 7,14% – средний уровни (в контрольной соответственно у 6,9 и 6,9%). Опрос показал, что у 28,57% школьников экспериментальной группы и у 34,48% – контрольной отсутствовал познавательный интерес.
Читайте также:
Развитие, социализация и воспитание личности
Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности и ее развития в специально организованных условиях. Она имеет различные аспекты, поэтому рассматривается разными науками: возрастной физиологией и анатомией, социологией, детской и педагогической психоло ...
Определение категорий исследуемой проблемы
В
данном параграфе рассматриваются понятия «способности», «творчество», «творческие способности», «художественно-творческие способности», которые позволят понять суть проблемы и выделить задачи её решения, также выявляются психолого-педагогические условия эффективного развития художественно-творчес ...
Морально-этические аспекты в работе специалиста по социальной реабилитации
детей с ограниченными возможностями здоровья
В любом обществе действия и поступки людей должны отвечать требованиям соответствующих социальных законов. Функцию такого согласования выполняет мораль. Мораль или нравственность
(лат. mores — нравы) — форма общественного сознания, в которой отражаются и закрепляются этические качества социальной д ...