Опытно-экспериментальная деятельность старшеклассников в процессе обучения истории

Страница 4

Интерпретация результатов тестирования зависела от специфики выборки и оценивалась по показателям беглости, оригинальности и гибкости полученных ответов. В нашем исследовании использовалась методика обработки данных по Л.Ф. Обуховой, адаптированная к детской выборке. Были выделены два способа выполнения заданий – творческий и нетворческий.

Беглость связывалась с количеством ответов в каждом субтесте за предложенный лимит времени. При отказе ребенка от выполнения задания ставили 0 баллов. При оценке оригинальности рисунка (общий показатель определяется суммой баллов по I и III субтестам) мы принимали во внимание редкость и необычность идей, а также творческий характер их воплощения.

Гибкость (по II субтесту) оценивалась по степени разнообразия ответов, по количеству использованных гештальтов в содержании рисунков.

Каждый верный ответ оценивался одним баллом. В зависимости от общего количества присвоенных баллов устанавливался уровень продуктивности мышления: к высокому причисляли школьников, давших до 7 и более ответов; к среднему относили школьников, давших до 5 ответов; к допустимому – до 3 ответов; к низкому относили школьников, которые не дали ни одного ответа.

По итогам педагогической диагностики были выделены 4 уровня развития художественно-творческих способностей: высокий, средний, допустимый, низкий.

Высокий уровень

характеризуется единством процессов познания, воображения и действий школьника; самостоятельной постановкой новых целей и самостоятельным их достижением; деятельность в большинстве случаев приобретает черты оригинального творчества.

Средний уровень

указывает на то, что воображение интенсивно развивается и органически вплетается в контекст познания; школьник имеет собственные творческие находки, открытия, способствующие более частому проявлению художественно-творческих способностей; в деятельности иногда наблюдается оригинальность, внешний стимул отсутствует.

Допустимый уровень

отличается преобладанием познания над воображением. Деятельность продуктивного характера определяется в основном действием внешнего стимула, оригинальность отсутствует.

Низкий уровень

свидетельствует о том, что познание и воображение находятся на начальном уровне развития; преобладает воспроизводящая деятельность, в которой важную роль играет образец и внешний стимул.

Распределение школьников экспериментальной и контрольной групп по уровням развития художественно-творческих способностей на констатирующем этапе эксперимента представлены в таблице №4.

Таблица 4

Группы

Количество учащихся

Уровни развития художественно-творческих способностей

Низкий

Допустимый

Средний

Высокий

Число

%

Число

%

Число

%

Число

%

Экспериментальная

28

8

28,57

17

60,72

2

7,14

1

3,57

Контрольная

29

10

34,48

15

51,72

2

6,9

2

6,9

В экспериментальной группе только у 3.57% школьников мы отметили высокий и у 7,14% – средний уровни (в контрольной соответственно у 6,9 и 6,9%). Опрос показал, что у 28,57% школьников экспериментальной группы и у 34,48% – контрольной отсутствовал познавательный интерес.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Читайте также:

Комментирование в условиях школы с нерусским языком обучения
Специфика изучения русской литературы в национальной школе обуславливает своеобразие в методах и приёмах преподавания. Освоение художественного, нравственно-этического богатства русской литературы в национальной школе сопряжено со значительными трудностями, которые связаны, с одной стороны, со слов ...

Принципы воспитания
Принципы воспитания - исходное положение. Отражающие закономерности процесса воспитания. Следуя им, воспитатели ищут пути решения сложных конкретных задач воспитания, закономерности процесса обучения, или принципы дидактики с позиции которой управляется познавательная деятельность учащихся, должны ...

Классификация сказок
С точки зрения содержания, выделяют следующие жанры русских народных сказок: сказки, посвященные животным; волшебные сказки (сказки о необычных и сверхъестественных событиях, приключенческие сказки); социально-бытовые (социально-бытовые, сатирико-бытовые, новеллистические); сказки смешанного типа ( ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru