Опытно-экспериментальная деятельность старшеклассников в процессе обучения истории

Страница 3

Для выявления индивидуальных особенностей эстетических суждений учащихся была проведена методика «Картинная галерея». Каждому из учащихся предлагалось: а) выбрать из 30-ти репродукций картин различных жанров репродукцию, которая ему больше всего нравится и записать о ней свое суждение; б) выбрать по 1-й репродукции из каждого жанра (пейзаж, портрет, историческая и батальная картина, картина на бытовой сюжет) и записать свои суждения о них.

Анализ полученных результатов позволяет выяснить, какой жанр предпочитает каждый из учащихся, какие особенности картины обращают на себя его внимание, какие особенности в каждом жанре в первую очередь вызывают эстетические чувства; разные ли эти особенности в разных жанрах или одинаковые.

Психолог Б.М. Теплов рассматривал процесс восприятия произведений искусства как единство мысли и чувства. Анализ полученных данных позволяет установить, что преобладает в эстетическом восприятии картин учащимися – мысли или чувства. Эта методика позволяет установить, не судят ли школьники о картинах как об обычных объектах познания. Способность к художественно-творческим суждениям определяется умением увидеть красоту в самой действительности, наличием развитых вкусов, предпочтений, стремлений к художественной деятельности. Возможно, установить также, что не «видят» учащиеся в картинах, на что не обращают внимания.

Для выявления художественных интересов (предпочтений) старшеклассников была проведена методика «Эстетическая наклонность» (см. приложение №3). Художественные предпочтения старшеклассников анализируются по двум составляющим: по количественным и качественным показателям. Количественные показатели характеризуют интерес по принципу «больше-меньше» (вопросы 1, 4, 8, 11, 15, 16, 20, 22, 23). Например, если ученик часто ходит в театр и меньше в музей, то, следовательно, театр его интересует больше чем изобразительное искусство. Но качество этого интереса может быть самым разным: от желания легко и весело провести время до потребности в душевном потрясении, познании себя и мира. Качественные показатели, свидетельствующие об определенном уровне художественного развития человека, сводятся к оценке «лучше-хуже» (вопросы 2, 6, 9, 13, 18).

Другой качественной характеристикой художественного интереса является его уровень. Так интерес школьника может быть направлен на усвоение, потребление художественных впечатлений: он получает удовольствие, когда следит за сюжетом фильма или повести, переживает за судьбу героя, испытывает волнение от музыки, размышляет о заложенных в произведениях мыслях и т.п. Этот интерес может иметь искусствоведческий характер. Например, школьнику важно не только получит художественное впечатление, но и понять, как создается произведение, постараться проникнуть в его «тайны», разобраться в истории искусства (вопросы 3, 7, 10, 14, 19, 21, 24, 5, 12, 17). Этот интерес можно попытаться возбудить, если специально рассказывать об авторе, истории создания произведения, знакомиться искусствоведческой периодикой, книгами и статьями.

Представляет интерес для выявления художественно-творческих способностей тест П. Торренса.

Приведем фрагмент проведения диагностики сформированности художественно-творческих способностей по этому тесту. Тест на исследование невербальной креативности позволил нам определить уровень продуктивности мышления школьников. На три субтеста отводилось 30 минут (по 10 минут на каждый).

Субтест I – «Боб»

Школьникам были предложены лист бумаги с фигурой, карандаш (фломастер), инструкция. К наклеенной на бумаге цветной фигуре школьник должен был придумать интересную картинку, частью которой являлась бы эта фигура. Это мог быть любой предмет. Но дорисовать надо было так, чтобы получилась картинка, которую никто не смог бы придумать. Следовало придумать остроумное и необычное название.

По субтесту II – «Линии» мы предлагали школьнику построить как можно больше предметов, используя пару прямых линий, данных на листках. Прямые линии должны составлять основную часть картинки. Карандашом следовало добавить линии к каждой паре, чтобы картинка закончилась. Можно было рисовать между линиями, над линиями, вокруг линий, где хочешь.

Субтест III – «Закончи рисунок» предполагал создание такой картинки или истории на новой идее.

Тест проводился как в индивидуальном, так и в групповом варианте. Экспериментатор не вмешивался в процесс тестирования и на возможные вопросы школьников не отвечал. Замечания могли быть, например, только такими: можно рисовать все, что захочется.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Читайте также:

Организация и методика исследования
мышление дошкольник нарушение зрение На основе теоретического анализа литературы по данной проблеме, было организованно и проведено исследование, цель которого – изучение особенностей мыслительных операций дошкольников с нарушением зрения. Гипотеза: У детей 5–6 лет с нарушением зрения имеются отлич ...

Особенности поведения и внимания у гиперактивных детей
Одним из основных признаков гиперактивного поведения, выступает импульсивность. Импульсивность – является недостатком контроля поведения в ответ на определённые требования. Такие дети, с клинической точки зрения, не редко характеризуются, в качестве быстро реагирующих на ситуации, обычно не дожидая ...

История возникновения и развития факультативных занятий по математике
В начале ХХ века в средней общеобразовательной школе были созданы внепрограммные групповые занятия по математике с целью развития и поддержания интереса учащихся к этому предмету с помощью его углубленного изучения. Групповые занятия предназначались только для желающих, при их разработке учитывалис ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru