Первый этап – вводный
– совпадает с диагностическим этапом, осуществляется учащимися в процессе участия их в художественно-творческой деятельности. Основная цель данного этапа – коррекция старых доминант учащихся, стереотипов, мешающих творчеству, обеспечение личной включённости учащихся в художественно-творческую деятельность на основе актуализации смыслов, целей, адекватных формируемой деятельности. На основании целей были определены следующие задачи:
- заложить теоретические основы осуществления художественно-творческой деятельности;
- пробудить интерес к самостоятельной художественно-творческой деятельности;
– привить культуру «отстройки» от стереотипных штампов мышления, включения в творческий режим деятельности;
- обеспечить освоение способов и приемов художественно-творческой деятельности;
- изучение, исследование выбранных предметных областей, выход за рамки школьной программы (начальное формирование профессионального интереса).
На данном этапе, на наш взгляд, наиболее оптимальными являются следующие педагогические приёмы:
– «самоисследование среды» – область исследования для того, чтобы учащиеся увидели свои стереотипы как бы со стороны, для формирования умения выделить проблемы и предоставить собственные варианты их решения;
- сравнение слабого и сильного решения через уровни деятельности;
- рефлексия, так как на этом этапе ознакомление с понятием рефлексии и её функций чрезвычайно важно – рассматриваются различные типы и уровни рефлексии, показатели рефлексивной позиции личности.
Продолжительность вводного периода определялась: уровнем интеллектуальной подготовки учащихся; положением, что выполнение деятельности на основе заданного алгоритма в течение длительного времени формирует стереотип, который становится тормозом развития художественно-творческих способностей; ограниченностью осуществления наличными способами творческой деятельности. Исходя из данных положений, в ходе первого этапа предполагалось выполнение несложных творческих работ, уровень самостоятельности которых намного ниже, чем на последующих этапах, но обязательным условием и здесь было присутствие определенной программы исследовательской деятельности по конкретной проблеме.
Второй этап – основной
– совпадает с пропедевтическим этапом. Основная цель данного этапа – целостное включение учащихся в творческую деятельность. Этап, на котором происходит выявление образовательного запроса. Данный этап характеризуется тем, что происходит переход от усвоения и последующего воспроизведения известных способов художественно-творческой деятельности через расширение деятельности как в области применения известного, так и к реализации деятельности более сложного по характеру проблем исследования. При выполнении такой деятельности невозможно учесть и предусмотреть все нюансы заранее, можно лишь указать некоторые подходы, которые помогут учащимся управлять своей деятельностью. Характер работы на этом этапе определялся следующим:
1. Изучение и усвоение известного опыта проведения художественно-творческой деятельности;
2. Самостоятельная деятельность по расширению области применения проблемы на основе анализа, оценки, классификации информации.
3. Представление результатов художественно-творческой деятельности с обязательным присутствием анализа своего научного наблюдения и оценкой своей исследовательской деятельности.
4. Контроль и самоконтроль за уровнем сформированности способностей осуществления, планирование дальнейшего пути самосовершенствования.
Перечисленные виды деятельности обеспечивались использованием педагогических приемов: освоение, уточнение, дифференциация правила; расширение области применения; классификация выводов; связь и комбинация различных видов деятельности.
Представленная нами технология, сложившаяся в ходе формирующего этапа эксперимента и представляющая собой поэтапное развитие художественно-творческих способностей, осуществление творческой деятельности в условиях обучения истории, является успешной. Специально разработанный нами процесс развития художественно-творческих способностей учащихся в условиях профильного обучения эффективно функционирует лишь при определенных педагогических условиях.
Рассмотрим некоторые организационно-педагогические аспекты создания выделенных нами педагогических условий.
Включение в совместную творческую деятельность учащихся и педагогов. Данное условие реализовывалось следующим образом:
1. Определение целей и задач творческой деятельности, разработка программы и реализация её осуществлялась учащимися совместно с педагогом.
Читайте также:
Правовое воспитание
В широкую сферу нравственного воспитания трудных подростков включается и правовое воспитание. Таких учащихся особое значение имеет реализация принципа неотвратимости наказания. Ни один проступок учащегося не должен пройти мимо внимания педагогического и ученического коллектива. Проводить правовой в ...
Сущность принципа толерантности и его значение при
формировании личности
Результаты проведенных многочисленных исследований свидетельствуют о том, что толерантность, к сожалению, не является целевой установкой воспитания подрастающего поколения. Несмотря на то, что не отрицается ее значимость, педагоги не предпринимают целенаправленных действий по формированию толерантн ...
Характеристика детей с нарушением зрения
Зрение — самый мощный источник информации о внешнем мире. 85—90% информации поступает в мозг через зрительный анализатор, и частичное или глубокое нарушение его функций вызывает ряд отклонений в физическом и психическом развитии ребенка.* Зрительный анализатор обеспечивает выполнение сложнейших зри ...