Первый этап – вводный
– совпадает с диагностическим этапом, осуществляется учащимися в процессе участия их в художественно-творческой деятельности. Основная цель данного этапа – коррекция старых доминант учащихся, стереотипов, мешающих творчеству, обеспечение личной включённости учащихся в художественно-творческую деятельность на основе актуализации смыслов, целей, адекватных формируемой деятельности. На основании целей были определены следующие задачи:
- заложить теоретические основы осуществления художественно-творческой деятельности;
- пробудить интерес к самостоятельной художественно-творческой деятельности;
– привить культуру «отстройки» от стереотипных штампов мышления, включения в творческий режим деятельности;
- обеспечить освоение способов и приемов художественно-творческой деятельности;
- изучение, исследование выбранных предметных областей, выход за рамки школьной программы (начальное формирование профессионального интереса).
На данном этапе, на наш взгляд, наиболее оптимальными являются следующие педагогические приёмы:
– «самоисследование среды» – область исследования для того, чтобы учащиеся увидели свои стереотипы как бы со стороны, для формирования умения выделить проблемы и предоставить собственные варианты их решения;
- сравнение слабого и сильного решения через уровни деятельности;
- рефлексия, так как на этом этапе ознакомление с понятием рефлексии и её функций чрезвычайно важно – рассматриваются различные типы и уровни рефлексии, показатели рефлексивной позиции личности.
Продолжительность вводного периода определялась: уровнем интеллектуальной подготовки учащихся; положением, что выполнение деятельности на основе заданного алгоритма в течение длительного времени формирует стереотип, который становится тормозом развития художественно-творческих способностей; ограниченностью осуществления наличными способами творческой деятельности. Исходя из данных положений, в ходе первого этапа предполагалось выполнение несложных творческих работ, уровень самостоятельности которых намного ниже, чем на последующих этапах, но обязательным условием и здесь было присутствие определенной программы исследовательской деятельности по конкретной проблеме.
Второй этап – основной
– совпадает с пропедевтическим этапом. Основная цель данного этапа – целостное включение учащихся в творческую деятельность. Этап, на котором происходит выявление образовательного запроса. Данный этап характеризуется тем, что происходит переход от усвоения и последующего воспроизведения известных способов художественно-творческой деятельности через расширение деятельности как в области применения известного, так и к реализации деятельности более сложного по характеру проблем исследования. При выполнении такой деятельности невозможно учесть и предусмотреть все нюансы заранее, можно лишь указать некоторые подходы, которые помогут учащимся управлять своей деятельностью. Характер работы на этом этапе определялся следующим:
1. Изучение и усвоение известного опыта проведения художественно-творческой деятельности;
2. Самостоятельная деятельность по расширению области применения проблемы на основе анализа, оценки, классификации информации.
3. Представление результатов художественно-творческой деятельности с обязательным присутствием анализа своего научного наблюдения и оценкой своей исследовательской деятельности.
4. Контроль и самоконтроль за уровнем сформированности способностей осуществления, планирование дальнейшего пути самосовершенствования.
Перечисленные виды деятельности обеспечивались использованием педагогических приемов: освоение, уточнение, дифференциация правила; расширение области применения; классификация выводов; связь и комбинация различных видов деятельности.
Представленная нами технология, сложившаяся в ходе формирующего этапа эксперимента и представляющая собой поэтапное развитие художественно-творческих способностей, осуществление творческой деятельности в условиях обучения истории, является успешной. Специально разработанный нами процесс развития художественно-творческих способностей учащихся в условиях профильного обучения эффективно функционирует лишь при определенных педагогических условиях.
Рассмотрим некоторые организационно-педагогические аспекты создания выделенных нами педагогических условий.
Включение в совместную творческую деятельность учащихся и педагогов. Данное условие реализовывалось следующим образом:
1. Определение целей и задач творческой деятельности, разработка программы и реализация её осуществлялась учащимися совместно с педагогом.
Читайте также:
Социальное воспитание дошкольников
Ещё до того как родители решают отдать ребёнка в дошкольное образовательное учреждение, необходимо начинать ещё дома готовить его к дальнейшей социальной адаптации, так ка в первую очередь на адаптацию ребёнка влияют такие факторы, как общее эмоциональное состояние, состояние здоровья и уровень физ ...
Основные теоретические направления в исследованиях операций мыслительной
деятельности
Современными психологами справедливо отмечается тот факт, что в умственной деятельности человека чувственные представления играют второстепенную роль. Если мы зададимся вопросом о том, как протекает наша мыслительная деятельность, если мы вглядимся в её внутреннюю структуру, то мы без труда убедимс ...
Анализ результатов исследования
На первом этапе экспериментального исследования для определения особенностей мышления у детей 5–6 лет с нормой в психическом развитии были использованы тестовые параметры: 1. 4-ый лишний – выбор 2. 4-ый лишний – аргумент 3. зрительные аналогии – выбор 4. зрительные аналогии – аргумент 5. процесс кл ...