Опытно-экспериментальная деятельность старшеклассников в процессе обучения истории

Страница 5

Обработка данных с использованием критерия Стьюдента не выявила статистически достоверных различий в развитии изучаемого показателя между контрольными и экспериментальными группами.

На основе полученных экспериментальных данных можно сделать вывод: проблеме развития художественно-творческих способностей старшеклассников в процессе обучения истории уделяется недостаточное внимание, что подтверждает актуальность исследования.

В первой главе мы рассмотрели теоретические аспекты проблемы развития художественно-творческих способностей учащихся в условиях обучения истории и разработали структуру процесса развития художественно-творческих способностей.

Остановимся на важнейших аспектах проводимой нами работы. В этом параграфе мы основное внимание уделили методике поэтапного формирования художественно-творческих способностей для осуществления исследовательской деятельности.

Под художественно-творческими способностями мы понимаем совокупность психических свойств, обусловливающих успешное выполнение художественно-творческой деятельности, то есть такой деятельности, которая направлена на создание субъективно нового и порождающей продуктивные оригинальные идеи в сфере искусства. Как известно, художественно-творческие способности формируются и развиваются в деятельности, однако не каждая деятельность может обеспечить высокую результативность в достижении поставленной цели. В научной, психолого-педагогической литературе рассмотрен ряд теорий по проблеме развития творческих способностей. Мы солидарны с мнением Д.Б. Богоявленской, В.А. Крутецкого, А.Н. Лука и др., что комплексное формирование и развитие тех или иных качеств личности возможно лишь при включении её в творческий процесс. В рамках нашего исследования, говоря о специальным образом организованном процессе художественно-творческой деятельности, мы имеем в виду построение развивающейся микросреды: во-первых, создание максимально благоприятных условий для проявления и формирования художественно-творческих способностей учащихся; во-вторых, введение в систему исторического обучения художественно-творческого компонента.

Мы исходили из того, что процесс развития художественно-творческих способностей учащихся носит поэтапный характер и предусматривает постепенное продвижение последних с одного уровня на другой, более высокий, использование различных способов и приемов художественно-творческой деятельности разной степени сложности позволяет сделать этот процесс управляемым.

В ходе формирующего эксперимента мы столкнулись с решением проблемы обоснования выбора формы организации художественно-творческой деятельности. Опираясь на работу В.В. Белича, мы разработали методику развития художественно-творческих способностей учащихся, которая легла в основу технологии организации и проведения уроков истории. В качестве основных положений данной методики мы выделили следующие:

1. Процесс развития художественно-творческих способностей учащихся опирается на принцип преемственности, последовательности и обеспечивает поэтапное включение учащихся в художественно-творческую деятельность.

2. В основе процесса обучения истории, предусматривающего развитие художественно-творческих способностей учащихся, лежит слияние содержания предметной области за рамками программного материала и творческой деятельности ученика и педагога на основе совместного поиска решения проблемы.

3. Степень сложности художественно-творческих заданий возрастает и уровень художественно-творческой активности и самостоятельности, учащихся при их выполнении, в старших классах – это творческие проекты, сочетающие в себе интеграционное предметное пространство.

Обоснуем выделение данных положений. В современных психолого-педагогических исследованиях доказано, что эффективность педагогического процесса достигается определенной организацией деятельности в виде последовательности действий, в которой результат предшествующего действия становится средством реализации последнего. Опираясь на эти положения и основываясь на собственных наблюдениях, мы предъявляем не независимые самостоятельные проблемы, решаемые в процессе выполнения творческой экзаменационной работы, а их логическую последовательность, при которой результат, получаемый учащимся в процессе исследования, необходим ему для дальнейшей художественно – творческой деятельности в следующей параллели. Такая организация, как показал ход эксперимента, способствует осознанию смыслов и целей, которые вводятся художественно-творческими заданиями, а освоение операционно-технического аспекта формируемой деятельности становится осмысленным и внутренне мотивируемым. Исходя из этого, нами были выделены этапы процесса развития художественно-творческих способностей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Читайте также:

Игра и история ее возникновения
По моему мнению, правильным будет начать с того, что же такое игра и как она появилась. Сам термин “игра” на различных языках соответствует понятиям о шутке и смехе, легкости и удовольствии и указывает на связь этого процесса с положительными эмоциями. Вершиной эволюции игровой деятельности являетс ...

Структурно-логическое содержание обучения - основа компьютерной технологии обучения
Для определения степени обучаемости студентов по каждой учебной дисциплине выделяют объем знаний, которые необходимы для усвоения согласно учебной программе, что составляет базовый объем знаний. Базовые знания представляют минимум государственного образовательного стандарта. Но и среди базовых знан ...

Виды стилей педагогического общения
В психолого–педагогической литературе наиболее часто выделяют 3 основных стиля: авторитарный, демократический и либеральный. Для педагогов, которым свойственен авторитарный стиль характерно подавление своих воспитанников категоричным, не терпящим возражений суждениями, и бесцеремонностью в способах ...

Актуальное на сайте

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rawpedagogy.ru